Сорадование и сопереживание – что ребенок, подросток и взрослый могут приобрести в ходе народной игры: итоги заседания клуба «СоАвторское чтение»

54

25 января 2024 года состоялась встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях». Тема встречи – Игра как коррекционно-профилактическая среда. Приглашенные спикеры:

Модератор встречи — Шведовский Евгений Феликсович, научный сотрудник лаборатории «Комплексное исследование речи у детей при аутизме и других нарушениях развития», методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра,  МГППУ, ответственный секретарь журнала «Аутизм и нарушения развития», МГППУ.

На заседании Клуба обсуждалась публикация: Народная игра как феномен инкультурации современного ребенка. Приведем комментарий одной из участниц заседания: «Меня очень вдохновила статья! Большое спасибо! Очень интересно узнать больше каких-то акцентов, о взаимоотношениях с детьми в игре, как проявлять это «пошалить», чтобы инкультурация происходила. Сейчас очень непросто увлечь детей игрой, когда есть такое большое количество конкурентов в виде гаджетов и других видов развлечений, где дети являются потребителями, а не созидателями. Хочется, чтобы игра была заражающая, чтобы детям не становилось скучно и не было ассоциаций с учебной деятельностью, когда детей призывают к жесткой дисциплине. Хочется, чтобы глаза горели у всех играющих. Поэтому очень интересно, как преодолевать, когда ребенок выходит из игры, говорит я не буду играть, а идет только в тот момент, когда ему дали роль ведущего? И много подобных ситуаций, где хочется ребенку поставить твердые границы, но тогда можно потерять сам азарт и дух игры».

Авторы публикации обсудили вопросы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения. Заседание началось с просмотра видеоролика с демонстрацией игр. В последующем обсуждении было отмечено, что девиантное, отклоняющееся поведение мы обнаруживаем, как дефицит культуры общения, человеческого отношения между людьми. Милосердие, уважение к Другому, сочувствие, сопереживание, сорадование, характерны для традиционной культуры. Естественным ресурсом воспитания перечисленных качеств являются традиционные игры. Игра включает в себя особенности традиционных взаимоотношений на уровне физического и психоэмоционального, вокального взаимодействия, образно-символического наполнения, особенностей одежды.

География участников заседания – более 20 городов России и других стран: Абакан, Арск, Балашиха, Бухарест, Владимир, Горки, Екатеринбург, Елец, Зеленоград, Казань, Кемерово, Курск, Москва, Нижний Новгород, Пермь, Раменское, Санкт-Петербург, Старый Оскол, Сургут, Сыктывкар, Троицк, Ульяновск. Всего в заседании приняли участие более 40 человек.  

Видеозапись встречи в канале Точки кипения МГППУ.

Видеозапись встречи на канале YouTube МГППУ.

Если вы хотите оставить свои контакты спикерам и высказать предложения для развития обсуждаемого подхода, заполните форму (Google форма).

Публикации авторов на тему:

  1. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения / Культурно-историческая психология. – 2017. – Т. 13. – № 3. – С. 51-59. – DOI 10.17759/chp.2017130307.
  2. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Аксиологический и методологический анализ народных игр / Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 22–38. doi:10.17759/psyedu.2021130402
  3. Чернушевич В.А., Куприянова Е.А., Бобрышова Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте / Психология и право. – 2016. – Т. 6. – № 2. – С. 93-106. – DOI 10.17759/psylaw.2016060207.
  4. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы)
  5. Стельмах О.Д., Чернушевич В.А. Профессиональная практика будущих педагогов-психологов с использованием народных игр / Социальная педагогика. – 2012. – № 5. – С. 95-103.
  6. Стельмах О.Д., Ступина Н.В., Чернушевич В.А. Народная игра как средство профилактики девиантного поведения в условиях урбанизации / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 3. – С. 69-75.
  7. Чернушевич, В. А. Традиционная игра в работе с агрессией / Человек как предмет воспитания (к 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского) : Всероссийская научно-практическая конференция : сборник научных трудов, Москва, 23 марта 2023 года. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2023. – С. 217-222.
  8. Чернушевич, В. А. Ювенальная юридическая психология в контексте христианской эсхатологии / Православный собеседник. – 2022. – № 1(29). – С. 90-94. 

Видеозаписи по теме:

  1. 27 сентября 2023 года. Вебинар «Сила народной игры от практики к теории!» 
  2. 6 октября 2023 года. Вебинар «Роль традиционной игры в жизни современного человека»