Новая «Эльконинская» весна психологии

101
Иллюстрация к новости

12 марта 2024 года Борис Даниилович Эльконин, профессор Кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, главный редактор журнала «Культурно-историческая психология детства» (2014 – 2023) мог бы отметить свой 74-й день рождения. Судьба распорядилась так, что это – его первый день рождения без него.

Переживание отсутствия рядом таких людей, как Борис Эльконин, обостряется чувством их постоянного присутствия  в наших мыслях, разговорах, делах. Но такова цена психологической компенсации невосполнимой утраты. Совсем недавно это испытали на себе участники круглого стола на тему «От психологии игры – к психологии учения: научная школа Д.Б. Эльконина и Б.Д. Эльконина», приуроченного к 120-летию Даниила Борисовича Эльконина, который состоялся в МГППУ 29 февраля 2024 года.

Борис Эльконин создавал свою самобытную культурно-историческую психологию (КИП) развития 21 века, достраивая в новых понятиях тот ее фундамент, который заложили Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин в прошлом столетии. Так Б.Д. Эльконин увидел  в их текстах  замыкающее, третье, звено в цепочке понятий  «культура как среда – культура как опосредствование – культура как посредничество». Он показал, что без понятия о живом посреднике культуры (не просто о привычном ретрансляторе, некоей промежуточной, буферной, передаточной инстанции!), которым становится  для ребенка взрослый, человек для человека, представления о среде и опосредствовании не работают в составе КИП на «полную мощность».

Становятся – не по свершившемуся факту, это процесс становления, измеряемый в «Шагах Развития». Б.Д. Эльконин писал эти и другие слова с большой буквы не из выспренности, не из избыточного пафоса, не из стремления к оригинальности,  которые ему были абсолютно чужды, а для того, что бы выделить те самые новые фундаментальные понятия, без которых культурно-историческая концепция провисает.  

Можно соглашаться или не соглашаться с этим, но уже нельзя пытаться понять основоположников КИП, минуя их прочтение Борисом.

При всей своей максимальной серьезности в размышлениях, Борис Эльконин был талантливым «человеком веселья», «человеком радости». Он умел заставить молчать свою и чужую грусть. Лейбниц как-то сказал: все, что мы делаем в науке, делается ради веселья. 

А почему бы так не сказать, если ты создал монадологию, дифференциальное и интегральное исчисления, основы математической логики и многое другое?

Почему бы не радоваться, если ты вплотную прикоснулся к ответам на «вечные» вопросы Выготского?

Почему не улыбаться, если просто любишь – дело, жизнь, тех, кто делает дело с тобой и живет этой твоей любовью, как умел любить Борис?

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор МГППУ

Использованы иллюстрации: фотографии из архива А.А. Антоновой и домашнего архива Б.Д. Эльконина.