«Экстремальная психология и безопасность личности»: вышел в свет первый выпуск журнала

145
Иллюстрация к новости

На портале психологических изданий PsyJournals.ru опубликован первый (2024 № 1)  выпуск журнала «Экстремальная психология и безопасность личности». Журнал основан в 2024 году и выпускается Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

Этот выпуск имеет большое значение, так как он открывает новые горизонты в исследовании экстремальных психологических состояний и обеспечении безопасности личности. Говоря об этом событии, главный редактор журнала «Экстремальная психология и безопасность личности», профессор Татьяна Николаевна Березина, подчеркнула важность развития качественных психологических и междисциплинарных исследований в этой области, учитывая глобальные вызовы современного мира и отмечает: «Это первый шажок для нашего журнала и большой шаг для развития отечественной экстремальной психологии».

Журнал предлагает статьи методолого-теоретического, эмпирического и практико-ориентированного характера по различным аспектам обеспечения психологической безопасности личности и социальных групп, оказавшихся под воздействием экстремальных угроз и повышенного риска.

Тематика данного первого выпуска охватывает широкий спектр проблем: концептуальные подходы к разработке современной модели обеспечения информационно-психологической безопасности; поиск и внедрение новых, эффективных форм работы с воспитанниками довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации; особенности профессионального выгорания и увлеченности работой у педагогов в условиях террористической опасности; влияние арт-терапии на преодоление стресса и обеспечение успешного психологического противостояния угрозам и опасностям.

Фото 1. Березина Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор, кафедра научных основ экстремальной психологии МГППУ. Семинар «VR-технологии семинар: польза или опасность?» на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ. 25 мая 2024 года.

Фото 2. Антон Марголин, студент факультета «Экстремальная психология» МГППУ. Семинар «VR-технологии семинар: польза или опасность?» на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ. 25 мая 2024 года.

Подробнее расскажем о том, что можно прочесть в первом выпуске.

Программную статью доктора психологических наук, профессора Вячеслава Михайловича Позднякова: «О разработке современной модели обеспечения информационно-психологической безопасности», в которой представлен анализ современных научных трендов в изучении информационно-психологической безопасности в условиях информационно-психологической войны и предложена авторская модель обеспечения информационно-психологической безопасности России.

Эмпирическую статью кандидата социологических наук, Елены Николаевны Сенаторовой с соавторами «Профессиональное выгорание педагогов средней школы в условиях террористической угрозы», в которой проведено сравнение показателей выгорания и увлеченности работой у педагогов средней школы, работающих в Валуйском районе Белгородской области - регионе с бессрочным высоким (желтым) уровнем террористической опасности, и учителей из Московской области. Оказалось, что проживание и осуществление профессиональной деятельности педагогами на территории с высоким «желтым» уровнем террористической опасности, несмотря на наличие отдельных компонентов синдрома выгорания не оказывает существенного влияния на уровень увлеченности работой. В качестве объяснения авторы привлекают модель стресса Г. Селье, а именно - первой стадии стресса (тревоги), при которой активируются скрытые резервы организма, что позволяет, по мнению авторов, смягчить проявления профессионального выгорания.

Безусловный интерес представляет репрезентативное междисциплинарное исследование профессора Игоря Николаевича Носса «Влияние способа и инструмента измерения интеллекта на оценку динамики когнитивных функций работников», в котором теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о продуктивности решения интеллектуальных задач в зависимости от исходного уровня интеллекта и независимо от возраста: интеллектуальные действия, которые используются при решении повседневных или профессиональных задач, у лиц старших возрастных групп продолжают оставаться продуктивными. Автор приводит читателей к мысли о том, что функционально-содержательный анализ поведения и мышления людей в разнообразных сферах жизни требует усовершенствования конструкции тестов для возрастных людей.

Авторы научной публикации «Арт-терапия в формате стресс-преодолевающего поведения в условиях организации творческой работы студентов» доценты Дмитрий Владимирович Деулин и Владислав Евгеньевич Петров приводят интересные данные о положительном влиянии арттерапевтических техник на психоэмоциональное благополучие студентов, снижение у них уровня стресса. Отмеченное на выборке студентов стресс-протективное воздействие арт-терапии может иметь большое значение при работе с представителями профессий экстремального профиля.

Эти и другие публикации журнала, безусловно, побуждают к научной дискуссии и стимулируют научный интерес у читателей к исследованиям в сфере экстремальной психологии и психологии безопасности.

Полный выпуск журнала размещен в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru