О психологических ресурсах развития педагога в эпоху интеллектуальных технологий в выпусках журнала «Вестник практической психологии образования»
Представляем два новых выпуска сетевого журнала «Вестник практической психологии образования» (№2 и №3, 2024), объединенных темой «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога». Во второй и третий номера журнала вошли 32 статьи 45 отечественных и зарубежных авторов – участников XX Юбилейной международной научно-практической конференции «Образование в эпоху интеллектуальных технологий: психологические ресурсы развития педагога».
В данных тематических номерах журнала опубликованы наиболее значимые прикладные и практические разработки: модели, технологии, методики, инновации, ретроинновации, сценарии тренингов и деловых игр, эффективные психотехники и др.
Статьи авторов, опубликованные в рубрике «Психология самоопределения личности в образовании и профессии» (№ 2, 2024) посвящены вопросам профессионального самоопределения школьников в области педагогической деятельности; карьерных ориентаций студентов — будущих педагогов, обучающихся на выпускном курсе; подготовки учащихся к выбору педагогической профессии с учетом индивидуальных особенностей, педагогических задатков и способностей, направленности личности, рефлексии; изучения интеллектуальных способностей в психологической структуре педагогической деятельности учителя; проектирования содержания педагогического образования с целью активизации деятельностного компонента подготовки будущего педагога; самоэффективности педагога, способствующей поддержанию психологической безопасности и жизнестойкости педагога в образовательной среде.
Результаты исследования научной обоснованности реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством представлены в статьях второй рубрики выпуска №2 журнала, которые посвящены особенностям влияния предметно-творческих задач на взаимообусловленное развитие продуктивного и репродуктивного мышления младших школьников при соблюдении соответствующих психолого-педагогических рекомендаций в методологии педагогики сотворчества; психологических ресурсов и информационно-технологических средств учителя, способствующих вовлечению учащихся в учебный процесс; педагогического изучения когниций и метакогнитивных аспектов развития интеллекта и личности как компонентов человеческого капитала учащихся и учителей.
Авторы статей третьей рубрики выпуска №2 журнала представляют рекомендуемые для реализации в субъектах Российской Федерации практики психологического сопровождения в образовании и социальной сфере, среди них формирование ценностно-смыслового отношения к институту семьи современных студентов гуманитарного направления подготовки; поддержка психологической защищенности старшеклассников в ситуациях общения с одноклассниками и учителями; практические пути решения проблем эмоционального выгорания преподавателей высшей школы; образовательная практика проведения вебинара при организации курсов повышения квалификации педагогов; развитие профессиональной востребованности педагога в цифровой образовательной среде; применение кейс-метода и наблюдательных техник с целью изучения особенностей коммуникативной компетентности педагогов.
Третий номер журнала продолжает тематический выпуск, посвященный анализу особенностей применения педагогами психологических ресурсов в новых нестандартных условиях, связанных с наступлением эпохи интеллектуальных технологий.
На страницах третьего номера в рубрике «Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей» авторы знакомят с особенностями представлений одаренных старших дошкольников о том, какими их считают педагоги; учебно-профессиональной мотивации современных студентов-первокурсников (будущих педагогов) с разным локусом контроля; взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса при реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся; формирования психолого-педагогической готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в инклюзивном пространстве; применения копинг-стратегий в целях регуляции стресса у студентов педагогического университета.
Рубрика «Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды» включает результаты исследования метода, позволяющего произвести качественное изменение во взаимодействии педагога-психолога и студента при помощи инструмента анализа метафоры жизненного пути и интерпретации полученных данных в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса обучения в университете; представлений молодых людей об «эталонных» качествах человека; возможных рисков и вызовов в системе высшего образования, возникающих в связи с растущей скоростью внедрения технологий, где искусственный интеллект и технологии нейронных сетей уже являются частью ее структуры; соучаствующего проектирования как междисциплинарной практики взаимодействия с образовательной пространственной средой; представлений об обратной связи как неотъемлемой составляющей, существующей между участниками образовательного процесса; организации сотрудничества психологов, педагогов и родителей в сопровождении школьников при подготовке к выпускным экзаменам; факторов, предопределяющих возможность, вероятность и тесноту связей человека с другими людьми в процессах становления и эволюции социальных групп; роли родителей и педагогов в формировании профориентации учащихся на педагогические профессии.
Рубрика «Независимая оценка эффективности психолого-педагогических методик и программ» включает статьи, посвященные стандартизации модифицированной методики «Систематизация» (авторы Н.Б. Венгер, А.И. Булычева) для детей шестого и седьмого годов жизни из комплекта диагностических методик умственного развития дошкольников (Л.А. Венгер), направленной на выявление уровня развития логического мышления; особенностям применения стандартизованного опросника «Климат в классе» (Н.Б. Шумакова и др., 2023) и оригинального опросника самооценки умений для учителей, содержащего утверждения, сопряженные со шкалами методики «Климат в классе».