Проблемы социализации детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения обсудили на дискуссионной площадке «Наука в публикациях»

72
Иллюстрация к новости

9 сентября 2024 на площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялась дискуссия между педагогами и психологами, занимающимися помощью детям с тяжелыми соматическими заболеваниями, проходящими или прошедшими длительный курс лечения в стационаре.

Бриллиантова Анастасия Алексеевна (аспирант кафедры «специальной психологии и реабилитологии» МГППУ педагог-психолог первой квалификационной категории, Специализированное структурное подразделение «Госпитальная школа «УчимЗнаем», ГБОУ «Школа №109») рассказала о исследовании и о разработанной программе в рамках научного проекта МГППУ по социальной и образовательной реинтеграции детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения.

Анастасия Алексеевна озвучила ряд условий, которые необходимо соблюдать для эффективной психологической реабилитации. Рассказала, какие методики применялись при исследовании детей с онкологическими заболеваниями и их родителей. Подробно рассказала про отдельный этап исследования — формирующий эксперимент —  апробацию программы психологической реабилитации и про оценку эффективности разработанной программы. Подробнее о разработанной программе и о результатах применения читайте в публикациях спикеров.

Презентация Бриллиантовой А.А.

Тинякова Екатерина Владимировна (руководитель реабилитационных программ Благотворительного фонда «Шередарь») рассказала о фонде «Шередарь» и реабилитационных программах фонда для детей и подростков, перенесших тяжелые заболевания (включая онкологические). Одним из последствий длительного лечения является синдром выученной беспомощности, над его устранением работают в ходе реабилитации. Родителей и сиблингов таких детей также включают в программы реабилитации. Программы построены по методу терапевтической рекреации — специально разработанные программы досуга, направленные на достижение терапевтических эффектов. Волонтеры с любым образованием всегда востребованы на программах фонда. 

Презентация Тиняковой Е.В.

После докладов состоялась дискуссия.
Анастасия Алексеевна ответила на вопросы из зала. Что исследователи из МГППУ понимают под гармонизацией отношений между родителями и детьми. А также применима ли разработанная программа для социализации детей с другими нозологиями.

Куртанова Юлия Евгеньевна (кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «специальной психологии и реабилитологии» МГППУ) рассказала о курсах повышения квалификации, на которых научат применять на практике разработанную программу социализации детей. И задала несколько вопросов Екатерине Владимировне о работе фонда «Шередарь»: была ли адаптирована американская система терапевтической рекреации для российских детей, как попадают семьи на программы, кто финансирует.

Бурдукова Юлия Андреевна (кандидат психологических наук, доцент кафедры «дифференциальной психологии и психофизиологии», заместитель декана факультета «Клинической и специальной психологии» по научной работе МГППУ) подняла вопрос о возможности сотрудничества исследовательской группы из МГППУ и фонда «Шередарь».

Публикация спикера по теме мероприятия:

  1. Когнитивные, эмоциональные и социальные особенности детей младшего школьного возраста с онкологическими заболеваниями / Ю.Е. Куртанова, Ю.А. Бурдукова, А.М. Щербакова, Е.С. Зорина, О.В. Белозерская, Н.С. Лыкова, В.Д. Щукина, А.А. Бриллиантова // Новые психологические исследования. 2023. № 3. С. 108–126. DOI: 10.51217/npsyresearch_2023_03_03_06
  2. Куртанова Ю. Е., Бриллиантова А. А. Возможности реализации программы психологической реабилитации для профилактики социальной депривации у детей с онкологическими заболеваниями в медицинских учреждениях // Госпитальная педагогика. Лучшие практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях и на дому: Материалы 5-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1—3  ноября 2023 г.). М.: «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка», 2023.  С. 80–82.
  3. Психосоциальная реабилитация в детской онкологии / Ю.Е. Куртанова, А.М. Щербакова, Ю.А. Бурдукова, Е.С. Зорина, О.В. Белозерская, Н.С. Лыкова, В.Д. Щукина, А.А. Бриллиантова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2023. № 3. С. 108—118.
  4. Бриллиантова А.А. Социальная и образовательная реинтеграция детей с онкологическими заболеваниями после продолжительного лечения // Реабилитация+: материалы VII Международного конкурса молодежных проектов в области медицинской реабилитации. Ульяновск: УлГУ, 2024. С. 195–199.
  5. Kurtanova Yu.E., Brilliantova A.A. Russian experience of implementing a psychological rehabilitation program for the prevention of social deprivation in children with oncological diseases in hospitals // Fine Arts.  2024. Volume special, Issue 6. pp. 42—51.