Инклюзивное образование в дискурсе перспектив развития в выпуске журнала «Психологическая наука и образование»
Новый выпуск журнала «Психологическая наука и образование» (№5, 2024) посвящен актуальным вопросам инклюзивного образования, его вызовам и перспективам. Тематические редакторы выпуска – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент Московского государственного психолого-педагогического университета В.В. Рубцов и кандидат психологических наук, директор Федерального центра по развитию инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета С.В. Алехина.
Выпуск традиционно представлен двумя рубриками «Психология образования» и «Психология развития (возрастная психология)».
Более десяти лет прошло с момента законодательного закрепления инклюзивного образования в России, но его развитие по-прежнему требует значительных усилий и научного осмысления. Настало время проанализировать достигнутые результаты и определить дальнейшие шаги, особенно в контексте государственной образовательной стратегии, рассчитанной до 2030 года.
В выпуске анализируются вызовы, с которыми сталкивается современная система образования, включая необходимость преодоления нормативных и финансовых барьеров, а также изменения в мышлении педагогов для поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Авторы выпуска подчеркивают, что, несмотря на поддержку со стороны государственных институтов, процесс внедрения инклюзии сталкивается с множеством барьеров — от недостатка профессиональных компетенций у педагогов до финансовых и нормативных трудностей. Основной акцент государственной политики в России направлен на поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что нередко вызывает дискуссии в научном и педагогическом сообществе и усиливает потребность выйти за рамки медицинского подхода к инклюзии.
Среди представленных в выпуске исследований можно выделить анализ, проведенный кандидатом психологических наук, директором Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, почетным работником общего образования Российской Федерации, Л.П. Фальковской, посвященную государственному регулированию и созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Автор подводит итоги 10-летнего периода программы «Доступная среда», в которой приняло участие более 18 тысяч образовательных учреждений, и освещает необходимость модернизации дефектологического образования в России.
Важное внимание уделено также противоречиям между глобальными тенденциями инклюзивного образования и особенностями его реализации в России, что раскрыто в материале кандидата психологических наук, директора центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» С.Г. Косарецкого. Исследователь анализирует международные дискуссии об инклюзии и возможности их применения в российском контексте, где потребности и ресурсы образовательных учреждений зачастую требуют особого подхода.
Еще один значимый аспект выпуска — подготовка будущих педагогов к работе с детьми с ОВЗ. Авторы подчеркивают, что непрерывное развитие инклюзивных компетенций педагогов и их профессиональных установок является основой для успешного создания инклюзивной среды в образовательных организациях.
Слушайте выпуски подкаста PsyJournals LIVE:
Сергей Геннадьевич Косарецкий кратко представил статью о трендах «инклюзивного образования» в современном мире.
Светлана Васильевна Рослякова рассказала об исследовании отношения педагогов к инклюзивному образованию в школе.
Марина Михайловна Любимова поделилась результатами исследования осознания языковой нормы студентами-логопедами как факторе готовности к работе.