Диагностику навыков младших школьников с РАС обсудили в клубе «СоАвторское чтение»

11 марта 2025 года при поддержке Точки кипения МГППУ состоялась встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях» на тему – «Методика «Компас тьютора»: диагностика навыков младших школьников с РАС».
На платформе Leader ID для участия во встрече зарегистрировалось свыше 110 участников из 34 городов и областей России, а также из Беларуси и Казахстана.
В своем вступительном слове кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС МГППУ), доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ Елизавета Юрьевна Давыдова подчеркнула значение роли тьютора при обучении школьника с РАС. Елизавета Юрьевна рассказала о созданной в ФРЦ РАС технологии тьюторского сопровождения детей с РАС под названием «Классный тьютор»; для проверки этой технологии был разработан диагностический инструмент «Компас тьютора».
Педагог-психолог ФРЦ РАС Елена Владиславовна Шмелева рассказала о структуре тьюторского сопровождения, которая включает предварительный этап, начальное диагностическое обследование, реализацию индивидуальной программы коррекционной работы и заключительный этап с анализом данных. Елена Владиславовна рассказала об устройстве методики «Компас тьютора», о том, как методика позволяет отслеживать динамику развития навыков, оценивать нежелательное поведение и формировать отчеты для специалистов; также Елена Владиславовна продемонстрировала работу методики онлайн. «Компас тьютора» доступен для специалистов в личном кабинете, на сайте ФРЦ РАС в разделе онлайн-диагностики.
Научный сотрудник ФРЦ РАС Ульяна Андреевна Мамохина рассказала результатах первичной апробации инструмента, которая проходила на базе школьно-дошкольного отделения ФРЦ РАС. Результаты исследования, в котором участвовали 20 учащихся с РАС, показали возможность дифференцированной оценки детей с разным уровнем развития навыков.
Учитель начальных классов методист ФРЦ РАС МГППУ Ольга Викторовна Загуменная рассказала о примере использования методики учителем во взаимодействии с тьютором. Ольга Викторовна сказала: «Неоспоримым преимуществом нашего инструмента является наличие в нем целого спектра тех сфер, тех шкал, в рамках которых тьютор осуществляет наблюдение за ребенком, за сформированностью его навыков. Традиционно принято считать, что тьютор занимается формированием навыков самообслуживания, формированием коммуникативных навыков, но в нашем инструменте мы сделали большой акцент на формировании навыков учебного стереотипа, поскольку именно эти навыки, как никакие другие позволяют сформировать, позволяют ребенку учиться».
Участники встречи высоко оценили возможности, предоставляемые обсуждаемой методикой; были заданы вопросы о визуальных подсказках для обучающихся с РАС; высказывались предложения по разработке подобной методики для дошкольников.
Посмотреть видеозапись встречи можно на видеоканалах портала PsyJournals:
● VK-видео PsyJournals
● Rutube PsyJournals
Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг. здесь.