Добро и Зло глазами ребенка: как дети и подростки репрезентируют нравственные категории обсудили в читательском клубе «СоАвторское чтение»

164
Иллюстрация к новости

3 июня 2025 года при поддержке Точки кипения МГППУ состоялась встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях». Темой обсуждения стали представления о Добре и Зле в сознании детей и подростков и новые исследовательские подходы к изучению нравственного развития. В мероприятии приняли участие более 60 слушателей из 24 регионов России.

С основным докладом выступил доктор психологических наук, профессор Гарник Владимирович Акопов (Самарский филиал МГПУ). Его выступление было посвящено особенностям формирования морального сознания детей и подростков в условиях современной социокультурной среды. Гарник Владимирович обозначил ключевые вызовы, с которыми сталкивается этическая психология сегодня, и обратил внимание на ограниченность традиционных моделей нравственного развития, особенно в части их применимости к детству и подростковому возрасту. Он подчеркнул необходимость пересмотра понятийных рамок и обновления методологического инструментария при изучении детской и подростковой морали.

Доклад продолжила доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Самарского государственного социально-педагогического университета Любовь Суреновна Акопян. Любовь Суреновна представила свой диагностический комплекс, направленный на выявления представлений детей и подростков о Добре и Зле.

Спикеры рассказали об итогах исследования, проведенном в 7 регионах России; продемонстрировали примеры образных репрезентаций, а также вербализированных представлений о Добре и Зле у младших школьников и подростков. Согласно докладчикам, – «Развитие нравственного сознания от младшего школьного возраста до подросткового включительно может быть проявлено в качественно-количественных показателях, полученных посредством эмпирически оформленной визуально-образной, символической (в социально-стереотипной либо индивидуализированной формах) и дискурсивной (в письменной речи) репрезентации детьми и подростками представлений о Добре и Зле».

Приглашенным дискутантом на встрече стала доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Саратовского национального исследовательского университета им. Н.Г. Чернышевского Елена Владимировна Рягузова. В 2024 году Елена Владимировна опубликовала в журнале «Социальная психология и общество» статью, посвященную парадоксам доброты. В своем выступлении Елена Владимировна выделила две плоскости данного исследования; с одной стороны, плоскость аксиологическая, которой свойственна жесткая дихотомия Добра и Зла. Дети уже на ранних этапах онтогенеза усваивают такую дифференциацию. Другая плоскость – личностная, где добрый и злой человек – это не оппозиция, возможен переход от зла к добру и наоборот. Можно говорить, по словам Елены Владимировны, о «разных режимах доброты»; существует, например, эмпативная доброта, заботливая доброта, стратегическая доброта.

Обсуждение, последовавшее за докладами, охватило широкий круг вопросов: от процедур интерпретации детских рисунков до влияния цифровой среды на моральные установки, от теоретических оснований предложенной методики до перспектив её применения в образовательной и консультационной практике. Участники выразили особый интерес к возможности сравнительного анализа представлений детей и взрослых — родителей, педагогов, представителей старшего поколения.

Публикации по теме встрече:

  • Акопян Л.С., Акопов Г.В. Образная, символическая и дискурсивная репрезентация представлений о добре и зле у детей и подростков // Ученые записки Института психологии РАН. 2024. Т. 4. № 3. С. 29–42. DOI:10.38098/proceedings_2024_04_03_04
  • Акопов Г.В. Невербальные языки сознания: репрезентация субъективного отношения посредством цвета, формы и прямой оценки // Экспериментальная психология. – 2022. Том 15. № 2. С. 111–124. DOI:10.17759/exppsy.2022150209
  • Рягузова Е.В.  Парадоксы доброты в контексте просоциального поведения: анализ современных концепций // Социальная психология и общество. 2024.  Том 15. №1. С.5–21. DOI:10.17759/sps.2024150101
Видеозапись встречи

Также посмотреть видеозапись встречи можно на каналах PsyJournals VK-видео и Rutube.
Для получения более подробной информации можно ознакомиться с презентацией докладчиков..

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025 г. здесь.