Курс лекций «Серебряный возраст» открывается в библиотеке им. Н.А. Некрасова

121
Иллюстрация к новости

Что значит — быть пожилым человеком? Мы часто слышим слова «пенсия», «возрастные изменения», «старость не в радость». Но за привычными выражениями скрываются гораздо более сложные и интересные процессы. Наш цикл лекций поможет по-новому взглянуть на старший возраст: разобраться, что на самом деле происходит с мозгом и психикой, как меняются эмоции и отношения, и почему понимание этих изменений важно для каждого из нас.

С октября по декабрь 2025 года в библиотеке им. Н.А. Некрасова (Москва) пройдут курс лекций психологов и психофизиологов Московского государственного психолого-педагогического университета, посвященный галантному возрасту. Лекции адресованы самому широкому кругу слушателей — тем, кто хочет лучше понимать своих близких старшего поколения, и тем, кто сам вступает в «серебряный возраст» и ищет новые способы сохранить активность, здоровье и интерес к жизни. 

Курс лекций «Серебряный возраст» – площадка для открытого разговора о возрасте и долголетии. Координатор курса – Анна Шведовская, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ).

Место проведения: Библиотека им. Н.А. Некрасова. 

Время начала лекций: 19:00 (по Мск).

Вход свободный по предварительной регистрации.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВОЗРАСТ

31 октября в 19:00, арт-пространство, 12+

«Возрастные изменения мозга, и что может влиять на этот процесс?»

Лекция психофизиолога Веры Третьяковой

Регистрация на сайте библиотеки

Головной мозг не статичен — он постоянно меняется на протяжении всей жизни человека. В детстве — это естественное продолжение внутриутробного развития, а во взрослом возрасте — результат нейропластических изменений под воздействием получаемого опыта. Возраст тоже вносит немалый вклад в здоровье мозга и во многом определяет когнитивное функционирование человека: память, внимание и другое.

Старение мозга является естественным процессом, но тогда почему у всех оно происходит по-разному и с разной скоростью? Могут ли особенности образа жизни быть тем фактором, который позволит повлиять на этот процесс?

На лекции мы постараемся ответить на эти вопросы и поговорим о том, как мозг меняется с момента его формирования и до зрелого возраста, уделив особое внимание изменениям в период старения. Также вы узнаете о современных теориях когнитивного старения, которые помогают понять, какие процессы лежат в основе возрастных изменений когнитивных функций. Кроме того, внимание будет уделено факторам образа жизни, которые могут влиять на скорость и характер возрастных изменений нервной ткани.

Лектор — Вера Дмитриевна Третьякова, кандидат химических наук, психофизиолог, научный сотрудник Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ Центр), старший преподаватель Института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ); преподаватель кафедры общей и клинической психологии Московской Международной Академии.

11 ноября в 19:00, арт-пространство, 12+

«Взгляд психолога на поздний возраст. Что и как меняется в психике?»

Лекция клинического психолога Ирины Рощиной

Регистрация на сайте библиотеки

На лекции будет рассказано о психологических особенностях позднего возраста. Вы узнаете о взглядах психологии на успешное старение, о факторах риска снижения психических функций в позднем возрасте и возможностях их преодоления. Поговорим об изменениях психических возможностей с возрастом: что снижается и что приобретается? Особое внимание будет уделено рекомендациям клинического психолога, как компенсировать возрастные изменения психических функций и продлить продуктивность психической деятельности.

Современное общество постепенно стареет. С возрастанием продолжительности жизни увеличивается доля лиц позднего возраста как с успешным старением, так и с психическими проблемами на этом большом и важном для человека этапе жизни.

В лекции мы поговорим о взгляде психологии на поздний возраст: его границах, хронологическом, биологическом и психологическом возрасте, о континууме изменений психических возможностей человека от успешного старения до когнитивных нарушений в рамках разных нервно-психических заболеваний.

Для успешного старения каждый человек должен быть осведомлен об общих закономерностях возрастных изменений психических функций, таких как память, речь, мышление, внимание и др. Важны также знания о факторах риска снижения психических возможностей в позднем возрасте. В лекции мы подробно обсудим эту тему.

Заключительная часть лекции посвящена советам психолога об использовании компенсаторных приемов в трудных ситуациях, например, при снижении памяти, внимания и др. для сохранения и продолжения активной продуктивной самостоятельной жизни.

Лектор — Ирина Федоровна Рощина, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (отдел гериатрической психиатрии); профессор кафедры «Нейро- и патопсихология развития» факультета «Клиническая и специальная психология», Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ).

1 декабря в 19:00, арт-пространство, 12+

«Общаться с пожилым человеком. Как?»

Лекция клинического психолога Марины Калантаровой

Регистрация на сайте библиотеки

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Опыт, сформированный в недавнем прошлом, может оказаться недостаточным для решения задач — в настоящем и несущественным для реализации планов — в будущем. Чтобы сохранять привычную эффективность, человек постоянно должен учиться новому, буквально, «чтобы оставаться на месте, надо бежать». Жизнь на бегу стала для нас привычной нормой. Неспособные бежать в нашем темпе кажутся нам отстающими.

Пожилой возраст — время, когда основные треки достижений уже пройдены и необходимости бежать, тем более, в два раза быстрее, у человека может не быть.

Собственные возрастные задачи этого периода совершенно иные. Они сосредоточены не на приобретении нового опыта, а наоборот, на переоценке старого, обработке его с позиций текущего дня и поиске его применимости в будущем.

Встреча посвящена обсуждению принципов и правил общения с пожилым человеком. Построения системы взаимодействия на основе взаимного обогащения между людьми разных поколений и, в некотором смысле, разных эпох.

Вы узнаете об «институте бабушек» в животном мире, о психологии мудрости и об особенностях познавательных процессов в пожилом возрасте, которые необходимо учитывать, обращаясь к пожилому человеку с просьбой, рекомендацией или за советом.

Лектор — Марина Витальевна Калантарова, медицинский психолог НИИ СП им. Н.В. Склифосовского; старший преподаватель кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ).