Практический вебинар проекта «Фольклорные игры в детском саду» состоялся на дискуссионной площадке

26
Иллюстрация к новости

1 ноября 2025 на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» прошел вебинар «Шаг за шагом традиционная игра возвращается в детские сады России». Речь велась о совместном проекте факультета Юридической психологии МГППУ и Министерства просвещения по внедрению в дошкольные учреждения программы «Фольклорные игры в детском саду».

В последнее время много усилий психологов и педагогов направлено на подростков с девиантным поведением, в то время как корень проблем зарождается в раннем возрасте. В связи с этим Чернушевич Владимир Анатольевитч отметил, что современные меры воздействия и воспитания в виде нравоучений, наказаний и передачи ответственности родителям дают временный эффект и малоэффективны. У маленького ребенка присутствует естественная потребность бегать, прыгать, выражать эмоции. И именно для того, чтобы эти потребности реализовывались в безопасной и социально приемлемой форме, а не выливались в асоциальные виды активности, на помощь приходят народные игры.

В обсуждении приняли участие представители Министерства просвещения, входящие в состав рабочей группы проекта: Борисов Александр Юрьевич (заместитель начальника Отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Министерства просвещения Российской Федерации), Соловьев Алексей Юрьевич (ведущий советник Отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Министерства просвещения Российской Федерации). Они также видят большой потенциал народной игры и рассматривают ее как инструмент подготовки детей дошкольного возраста к действиям в ситуации потенциальной террористической опасности. В традиционной фольклорной игре формируются навыки, позволяющие детям адекватно и без паники действовать при тренировках и возможной экстремальной ситуации. Была разработана методическая программа по формированию этих навыков.

Говоря о смыслах игры, спикеры сделали акцент на свободе, как ключевой ее ценности. Традиционная игра для дошкольника — не просто развлечение. Это — «опыт самостоятельного поступка, опыт свободы и равенства, опыт взаимодействия с другими и принятия решений». С младенчества традиционная культура помогает формировать отклик на опасность — вводит понимание: кому доверять, а кому нет; развивает коммуникативные навыки; учит принимать проигрыш, не впадая в состояние истерики, что особенно важно в современных реалиях.

Был произведен разбор видеоматериалов, представленных разными ДОУ. Обсуждались недочеты и нюансы игровых ситуаций. Подчеркивалась важность участия воспитателя в игре как равного со всеми и недопустимость ухода в театрализацию.

Спикеры:

  • Чернушевич Владимир Анатольевич, заведующий учебно-производственной лаборатории, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ
  • Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ

С теоретическими основаниями анализа игровой практики можно ознакомиться в следующих публикациях:

  1. Чернушевич, В.А., Куприянова, Е.А., Бобрышова, Е.И. Народная игровая культура как средство формирования норм общения в детском возрасте // Психология и право. – 2016. – № 6(2). – С. 93–106.
  2. Теплова, А.Б., Чернушевич, В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. – 2017. – № 3(3). С. 51–59.
  3. Теплова, А.Б., Чернушевич, В.А., Чупракова, Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) // Психология и право. – 2020. – № 10(2). – С. 64–77.
  4. Чернушевич, В.А. Народная игра как феномен инкультурации современного ребенка // Психология и право. – 2023. – № 13(3). С. 119–134.

Календарь вебинаров и встреч проекта «Наука в публикациях» на 2025–2026 гг.