Готовность к творчеству. К юбилею Николая Николаевича Нечаева

208
Иллюстрация к новости

28 января отмечает свое 80-летие Николай Николаевич Нечаев, академик РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ, член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология».

Николай Николаевич принадлежит к тем ученым, для которых наука является учением не только в смысле доктрины. Хотя за его спиной — и внутри него самого — великая научная школа его учителя Петра Яковлевича Гальперина, исследователя учения как развития мысли. И он всю свою необычайно продуктивную жизнь вовлечен в постоянное учение — и в качестве ученого, и в качестве учителя, и в качестве учащегося. Ему трудно разотождествиться в этих качествах.

Бесспорный авторитет, заслуженные статусы и регалии не являются препятствием к этому. Теоретическая психология, ее фундаментальные категории (которые уже «заучивают» студенты), пребывают в мысли Николая Нечаева в состоянии непрекращающегося самообоснования. Поэтому он втягивает своих студентов, магистрантов и аспирантов в процесс развития науки, которую творит на их глазах, а не делится «результатами пройденного». Уроки профессора Нечаева — всегда на вырост: на вырост личности в психологии.

По Нечаеву, человеческий мир задан в координатах образов действий, способов деятельности, а не готовой предметности, которую предстоит освоить через ту же деятельность. В психологии мы исследуем себя действующих, а через это — уже и предметы действий. А продукт творчества фиксирует потенциал самоизменения творца. Шекспир до «Гамлета» и после — разный; разные и творения, разный мир до «Гамлета» и после, потому что Шекспир сконцентрировал в себе всю историческую силу его преобразования в Ренессансе — и стал другим.

Николай Николаевич — один из тех, кто перешел в культурно-исторической психологии от исследования освоения артефактов культуры к исследованию овладения ее артеактами, говоря словами Майкла Коула.

В отношении творений, настолько чудесных, что они не вписываются в орбиту нашего опыта (даже если мы называем его деятельностным, утилитарным), вопрос «что это и что с этим делать?» предваряется кантовским: «как это возможно?». Культура аккумулируется в образах возможных преобразований — на языке и написана на их языке, на языке готовности к творчеству, который становится языком человеческого самосознания. У него есть словарь — словарь моделей.

Н.Н. Нечаев неслучайно одно время посвящал себя проблемам архитектурного творчества и даже написал об этом замечательную докторскую диссертацию. Архитектура — это не «голые» артефакты, а артефакты, ставшие историческими артефактами: застывший поиск пространства форм живого творческого общения и их производства. XXI век — век глобализации артефактов, в которых ищутся скрытые возможности, в том числе в мировой Сети.

Однажды Николая Николаевича спросили, сколько времени он затрачивает на подготовку лекции. Один из лучших лекторов психологии ответил мудро, честно и точно: «Я готовлюсь к ней всю жизнь». Вероятно, точно так же он ответил бы на вопрос, сколько времени ему нужно на работу по подготовке аспиранта, магистранта, исследования, статьи, книги. Он измеряет жизнью готовность к действию, мысли, слову.

Пусть продолжается жизнь! Пусть накапливается готовность к творчеству! Ведь впереди еще столько лекций, встреч с учениками и последователями, статей и книг. Профессор Нечаев сегодня на пике своей формы. Нет ничего важного в науке и образовании, к чему бы он оставался равнодушен, в чем не был бы, как сказал М.М. Бахтин, «участен». Бахтинская «участность в бытии» — его жизненное кредо.

С прекрасным юбилеем, дорогой Николай Николаевич! Счастливого творчества!

Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук,
профессор Московского института психоанализа
и Московского государственного психолого-педагогического университета,
заместитель главного редактора журнала «Культурно-историческая психология»

Портал психологических изданий PsyJournals.ru и редколлегия журнала «Культурно-историческая психология» присоединяются к юбилейному поздравлению в адрес Николая Николаевича Нечаева.