Перспективные направления развития правового обеспечения и стандартизации немедицинской (социальной) реабилитации наркологических больных

Общая информация

Рубрика издания: Пленарное заседание

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Доронкин В.К. Перспективные направления развития правового обеспечения и стандартизации немедицинской (социальной) реабилитации наркологических больных // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Анализ правовых нормативных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном уровнях, позволяет сделать вывод о том, что понятия реабилитация, социальная реабилитация и медико-социальная реабилитация используются как синонимы. Это свидетельствует об отсутствии понимания принципиальных различий, существующих между социальной и медико-социальной реабилитацией. Указанные различия определяются содержанием оказываемых услуг, так и правовым регулированием их оказания.

Медико-социальная реабилитация является одной из форм медицинской помощи, и ее оказание регламентируется законодательством в области здравоохранения. Социальная реабилитация не имеет отношения к оказанию медицинской помощи и ближе всего к социальному обслуживанию. Из этого следует принципиальный вывод, что правовые нормативные акты, регламентирующие медико-социальную реабилитацию, не могут быть использованы для правового регулирования социальной реабилитации.

<...>

Полный текст

Анализ правовых нормативных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном уровнях, позволяет сделать вывод о том, что понятия реабилитация, социальная реабилитация и медико-социальная реабилитация используются как синонимы. Это свидетельствует об отсутствии понимания принципиальных различий, существующих между социальной и медико-социальной  реабилитацией. Указанные различия определяются содержанием оказываемых услуг, так и правовым регулированием их оказания.

Медико-социальная реабилитация является одной из форм медицинской помощи, и ее оказание регламентируется законодательством в области здравоохранения. Социальная реабилитация не имеет отношения к оказанию медицинской помощи и ближе всего к социальному обслуживанию. Из этого следует принципиальный вывод, что правовые нормативные акты, регламентирующие медико-социальную реабилитацию, не могут быть использованы для правового регулирования социальной реабилитации.

Сведение социальной реабилитации к медико-социальной реабилитации, т.е. к оказанию наркологической помощи принципиально ошибочно. Алкоголизм и наркомания в широком смысле являются духовными расстройствами. Нормализация с помощью лекарств биохимических нарушений в организме больного не может изменить его нравственные ценности и образ жизни. Именно поэтому сугубо медицинский подход в области лечения больных наркоманией, реализуемый в нашей стране много лет, не позволяет решить существующих проблем. Сводить социальную реабилитацию к медико-социальной реабилитации – значит продолжать топтаться на месте. Мировой опыт убедительно свидетельствует о необходимости использования для ресоциализации наркологических больных социальной реабилитации (или социально-психологической), которая начинается после окончания оказания медицинской помощи, когда она становится уже ненужной. Социальная реабилитация не является по своему содержанию медицинской помощью, но без нее эффективность лечения наркологических больных остается крайне низкой.

Медико-социальная реабилитация больных алкоголизмом и наркоманией в настоящее время рассматривается как составляющая медицинской помощи наркологическим больным. Это лишает возможности привлечения к оказанию реабилитационных услуг общественные организации, включая религиозные, общества самопомощи, а также выздоравливающих больных (наркоманов, длительное время прекративших злоупотребление), хотя привлечение именно этих организаций и лиц обеспечивает успешность  социальной реабилитации

Правовые основы для осуществления социальной реабилитация, включая новые меры социального понуждения к лечению, еще предстоит создать. Именно это необходимо для успешной реализации Стратегии государственной антинаркотической политики.

Вопрос о критериях, качестве и стандартах реабилитации сегодня стоит очень остро. С медицинскими технологиями все более-менее понятно. Медицинские учреждения лицензируются и с успехом применяют разрешенные методики. Зато государственные структуры призванные оказывать реабилитационную помощь имеют ничтожно малое распространение. Не создана государственная сеть реабилитации. Количество отделений медицинской и социальной реабилитации удручающе мало. При этом очевидным является тот факт, что данные социальные услуги пользуются огромным спросом  населения. Их оказывают  сотни негосударственных организаций. Десятки тысяч наркологических больных регулярно прибегают к их услугам. Есть у общественников и неоспоримые преимущества. Но также существует много претензий, которые предъявляют общественным реабилитологам, часто обоснованных. Одна из основных проблем это отсутствие координации между государственными и общественными структурами. Нет общих подходов, распределения ответственности  и рычагов воздействия. Необходимо создать условия для реализации правовой наркологической цепочки с использованием методов государственного принуждения направляющих больного человека к структурам Минздравсоцразвития с ориентацией в дальнейшем на духовно-реабилитационную среду.

В области наркологической помощи каждый обыватель, политик или специалист оперируют  термином социальной реабилитации, не задумываясь, что это понятие в данной области не сформулировано. Как можно рассуждать и заниматься тем, что не имеет своего определения? Фигурирующий термин социально-медицинской реабилитации является сложно-составным и производным от базового определения, которого, по сути, нет.

Для общества на самом деле важно не состояние здоровья наркомана, а его место, роль в обществе и его отношение к обществу. Поэтому необходимо различать и разделять понятия медицинской и социальной реабилитации, четко видеть, где заканчивается лечение и начинается реабилитация. Эти взаимосвязанные (в процессе работы с наркоманом) определения являются различными этапами комплексного подхода. Медицинская реабилитация хорошо отработана в нашей стране. В последние десятилетия было издано немало нормативных актов, призванных регулировать эту сферу наркологической помощи. Т.е. для нее имеется определенная нормативная и материальная база. Но эффект от нее не высок.

Социальная составляющая реабилитационного процесса в настоящее время только начинает реализовываться в некоторых больницах Москвы и Санкт-Петербурга и некоторых других. Основные усилия необходимо приложить для реализации компонента социальной реабилитации. Необходимо совершенствование законодательной базы, а также создание учреждений социальной реабилитации (например: социально-реабилитационных центров, реабилитационно-трудовых коммун, общин и т.п.). Термин «социальная реабилитация наркологических больных» должен обрести четкое  правовое  определения.

Многие специалисты говорят о необходимости контроля и лицензирования в этой области. Логика административно-правовых процессов в РФ подсказывает, что ставить вопрос  лицензировании  социальной реабилитации невозможно ввиду того, что подобное лицензирование не так давно было отменено.

В Российском законодательстве подходы к стандартизации и сертификации качества услуг определяется Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № ФЗ-184 «О техническом регулировании», на основании которого в 2005 и 2003 гг. были приняты несколько национальных стандартов по социальному обслуживанию:

ГОСТ Р 52142-2003  Социальное обслуживание населения  Качество социальных услуг;
ГОСТ Р 52143-2003  Социальное обслуживание населения  Основные виды социальных услуг;
ГОСТ Р 52495-2005  Социальное обслуживание населения  Термины и определения;
ГОСТ Р 52496-2005  Социальное обслуживание населения  Контроль качества социальных услуг;
ГОСТ Р 52497-2005  Социальное обслуживание населения  Система качества учреждений социального обслуживания;
ГОСТ Р 52498-2005  Социальное обслуживание населения  Классификация учреждений социального обслуживания.

Работа по стандартизации продолжается. Вплоть до 2009 года было принято еще несколько стандартов контроля качества конкретных видов социальных услуг.

К сожалению, в данных ГОСТах дается только общее понятие термина «социальная реабилитация», а «термин трудная жизненная ситуация» хотя и подразумевает болезнь как причину этой ситуации, не уточняет список этих заболеваний. Хотя логичным было бы уточнить, что к этим болезням должны относиться заболевания, включенные в список социально значимых. 

Введение термина «социальная реабилитация наркологических больных» в Федеральный закон № ФЗ-195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и Федеральный закон N ФЗ- 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» позволило бы распространить нормы стандартизации уже существующие в нашей стране в виде национальных стандартов и на сферу наркологической помощи. То есть основной проблемой стандартизации социальной реабилитации наркологических больных в системе государственного здравоохранения является нечеткость формулировок законодательства социальной сферы.

Законодательство не позволяет заниматься стандартизацией медицинских услуг. Это нашло свое отражение в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года № ФЗ-184 «О техническом регулировании». «…Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с: применением мер по предотвращению возникновения… профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи…».

Социальная реабилитация наркологических больных в немедицинских учреждениях.

В социальном правовом поле осуществление самой реабилитации может быть  возложено на учреждения социального обслуживания. Как ни странно, основными препятствиями на пути принятия ответственности за реабилитацию наркозависимых являются страхи руководителей социальных ведомств: «нас могут сделать крайними с этими наркоманами, также как сделали крайними, возложив на нас социальную реабилитацию беспризорных и безнадзорных». Федеральный закон  от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ уже много лет относит оказание услуг (в том числе и реабилитационных) лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (включая сюда и болезнь), к сфере деятельности учреждений социального обслуживания. Наркомания – это, безусловно, трудная жизненная ситуация. Самой практикой социальной работы уже подсказывается подобное развитие ситуации. Тому есть яркие примеры.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции, услуг существует код 8531550 «Социальные услуги реабилитационных учреждений (без лечения) для наркоманов и алкоголиков» – прямое указание на учреждения социальной защиты.

В области подготовки кадров с 1993 года действуют, но не применяются, образовательные стандарты подготовки специалистов (в том числе социальных)  в области наркологии очень подробные.

К сожалению, в виду отсутствия четкого государственного  заказа ориентированного на социальный результат реабилитации, даже тот нормативный потенциал, который существует,  не работает в полной мере.

В следствие выше сказанного не совсем понятно желание создавать другие системы сертификации не государственных организаций. Если социальная реабилитация наркозависимых станет  частью закона о социальном обслуживании, то действие ГОСТов распространится и на государственные и на негосударственные.

Заключение.

На сегодня в рамках Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации сложились самые благоприятные перспективы для устранения межведомственных противоречий и нормативных пробелов между социальной защитой и здравоохранением в области реабилитации наркозависимых. О необходимости развивать федеральную сеть реабилитационных центров для социальной адаптации зависимых регулярно говорит и Президент РФ и руководитель ФСКН и Министр здравоохранения. Современная наркология должна быть правовой. Т. е. лечебная система должна стать участником мультидисциплинарного процесса обеспеченного правовыми механизмами и должна быть ориентирована на достижение социально значимого результата.

Суть наших предложений сводится к необходимости адаптировать  под сегодняшние задачи тексты трех федеральных законов являющихся в данной области ключевыми:

  1. от 8 января 1998 года №  3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  2. от  2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  3. от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»

и необходимостью обеспечить меры правового принуждения для обеспечения предлагаемых мер в уголовном законодательстве. Только при таких правовых условиях может быть реализован  государственный  социальный  заказ на «конечный продукт» в виде людей  прошедших курс реабилитации и ресоциализации с количественными и качественными показателями.

Информация об авторах

Доронкин Валерий Константинович, руководитель направления отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4647
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3