Мотивация употребления или отказа от наркотиков у студентов

Аннотация

в статье представлены теоретические и эмпирические результаты исследования, позволившего установить мотивационные процессы, обусловливающие отказ студентов от психоактивных веществ, а также определить мотивацию студентов, склонных к употреблению наркотиков. Указывается, что апробированная масштабным исследованием методика «Мотивы употребления наркотиков» может использоваться для обнаружения «группы риска» употребления нарковеществ в процессе наркопрофилактической работы среди студентов.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация употребления наркотиков, склонность к зависимости

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Аксючиц И.В. Мотивация употребления или отказа от наркотиков у студентов // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

В рамках психологии представляет научный интерес изучение мотивации употребления или отказа от наркотиков у студентов. Ибо в студенческой среде, как части молодежной популяции, присутствует риск формирования наркотической зависимости.

Теоретическим основанием исследования структуры мотивов, побуждающих студентов к употреблению или отказу от наркотиков, является подход А.Н. Леонтьева к проблеме мотивационной сферы, потребностей и мотивов (Леонтьев, 1971, 2001). Созданная им модель строения мотивационной сферы личности является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для изучения структуры мотивов, побуждающих студентов к употреблению наркотиков. Мотивационную сферу А.Н. Леонтьев представлял как конфигурацию иерархизированных мотивационных линий или систем жизненных отношений, которая детерминирует деятельность и в своем наивысшем развитии не напоминает застывшую пирамиду, поскольку в ней присутствует постоянная конфликтность образующих ее мотивационных линий. Потребность А.Н. Леонтьев определял как состояние организма, вызванное его нуждой в тех или иных веществах, предметах, требующихся для поддержания существования личности. Потребность получает свою содержательную характеристику через предмет, который удовлетворяет эту потребность. Следовательно, потребность студента, склонного к употреблению наркотиков, выявляется и характеризуется через предмет удовлетворения нужды, в качестве которого выступает наркотик. Мотив, по А.Н. Леонтьеву, объективен, это сам предмет, который побуждает и направляет деятельность, конкретизирует потребность и, естественно, удовлетворяет эту потребность. В этом случае наркотик, как известный предмет предполагаемого удовлетворения субъективной потребности, следует понимать как мотив, конкретизирующий эту потребность.

<...>

Полный текст

В рамках психологии представляет научный интерес изучение мотивации употребления или отказа от наркотиков у студентов. Ибо в студенческой среде, как части молодежной популяции, присутствует риск формирования наркотической зависимости.

Теоретическим основанием исследования структуры мотивов, побуждающих студентов к употреблению или отказу от наркотиков, является подход А.Н. Леонтьева к проблеме мотивационной сферы, потребностей и мотивов (Леонтьев, 1971, 2001). Созданная им модель строения мотивационной сферы личности является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для изучения структуры мотивов, побуждающих студентов к употреблению наркотиков. Мотивационную сферу А.Н. Леонтьев представлял как конфигурацию иерархизированных мотивационных линий или систем жизненных отношений, которая детерминирует деятельность и в своем наивысшем развитии не напоминает застывшую пирамиду, поскольку в ней присутствует постоянная конфликтность образующих ее мотивационных линий. Потребность А.Н. Леонтьев определял как состояние организма, вызванное его нуждой в тех или иных веществах, предметах, требующихся для поддержания существования личности. Потребность получает свою содержательную характеристику через предмет, который удовлетворяет эту потребность. Следовательно, потребность студента, склонного к употреблению наркотиков, выявляется и характеризуется через предмет удовлетворения нужды, в качестве которого выступает наркотик. Мотив, по А.Н. Леонтьеву, объективен, это сам предмет, который побуждает и направляет деятельность, конкретизирует потребность и, естественно, удовлетворяет эту потребность. В этом случае наркотик, как известный предмет предполагаемого удовлетворения субъективной потребности, следует понимать как мотив, конкретизирующий эту потребность.

Теоретическое определение структуры мотивов, побуждающих студентов к употреблению наркотиков, в исследовании опирается на понимание мотивации В.Ю. Завьяловым, который выделил группу мотивов, обусловливающих алкогольную зависимость: гедонистические, абстинентные, атарактические, аддиктивные, гиперактивации, субмиссивные, псевдокультурные, традиционные (Завьялов, 1986).

Для теоретического нахождения мотивационной сферы студентов «группы риска» употребления наркотиков была использована модель мотивационной сферы аддиктивной личности алкоголиков, разработанная Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем, как наиболее приемлемая в силу сходства зависимостей (Зейгарник, 1980; Братусь, 1988). Они предполагали, что в итоге переформирования мотивов в иерархии возникает фактически новая личность с качественно новыми мотивами, иллюзорно-компенсаторная деятельность становится ведущей в иерархии других деятельностей и мотивов, подчиняя и подавляя их. Базируясь на подходе Б.Ф. Зейгарник и Б.С. Братуся, было сделано предположение, что мотивационная сфера студентов «группы риска» включает «здоровые» мотивы общения, учебной деятельности и т.д., а также вступающие с ними в конфликт мотивы, побуждающие к употреблению наркотиков.

В рамках исследования научный интерес представляло понятие «склонность к употреблению нарковеществ». Для дефиниции его основных признаков проведен теоретический анализ понятия «склонность». В отечественной психологии «склонность» рассматривалась как: 1) способность к чему-либо (В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); 2) компонент направленности личности (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, М.С. Неймарк, К.К. Платонов); 3) одну из характеристик избирательных отношений личности (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.Н. Мясищев); 4) интерес (А.Г. Ковалев). Опираясь на данные критерии, разработано рабочее определение понятия «склонность к употреблению наркотиков» – это устойчивая потребность, избирательная направленность индивида на употребление нарковеществ, которая обусловливается структурой мотивов и выражается положительным отношением, интересом к наркотикам в силу их эмоциональной привлекательности.

Таким образом, психологической основой склонности к употреблению наркотиков является структура мотивов, побуждающих индивида к употреблению нарковеществ. Однако неизвестно как в мотивационной сфере личности возникают побуждения к употреблению наркотиков. Теоретические позиции Б.В. Зейгарник, Б.С. Братуся, исследовавших механизмы формирования личностных нарушений на основе теории аномального развития личности, согласно которой существует общность процессов зарождения патологической потребности и ее образования в норме, позволяют трансформации мотивационной сферы здоровой личности рассматривать как способы формирования склонности к употреблению наркотиков (Зейгарник, 1980; Братусь, 1988). На основе теоретического анализа трансформаций мотивационной сферы было предположено, что изменения в мотивационной сфере 1) потребностей (Л.И. Божович, Б.С. Братусь, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); 2) смысловых образований личности (Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин); 3) мотивов (В.И. Иванников, В.К. Вилюнас, Б.В. Зейгарник) могут являться способами формирования склонности к употреблению наркотиков.

Для установления побудительной силы мотивов употребления наркотиков использована классификация мотивов А.Н. Леонтьева, включающая «смыслообразующие», «знаемые» и «мотивы-стимулы» (Леонтьев, 1971). Предполагалось, что «смыслообразующие» мотивы употребления наркотиков актуализированы у наркоманов; «знаемые» мотивы употребления наркотиков присутствуют в мотивационной сфере студентов и свидетельствуют о наличии у них знаний, о проблемах наркомании в обществе; «мотивы-стимулы» существуют в мотивационной сфере студентов «группы риска», обладают побудительной силой и указывают на склонность или риск употребления нарковеществ.

Результатом проведенного теоретико-методологического анализа явилось обоснование понятия структуры мотивов, побуждающих студентов к употреблению наркотиков, требовавшее эмпирического доказательства.

Для достижения цели и решения задач исследования был создан опросник «Мотивы употребления наркотиков» (МУН). При его конструировании за основу взят опросник В.Ю. Завьялова «Мотивация потребления алкоголя» (Завьялов, 1986). Основанием выбора стало допущение, что механизмы формирования алкогольной и наркотической зависимости сходны. Содержательная формулировка утверждений опросника проверялась в пилотажном исследование 335 студентов финансового колледжа. Полученные в нем данные были подвергнуты частотному анализу. Группировка ответов и соотнесение их с содержанием утверждений методики В.Ю. Завьялова позволили сформулировать 45 утверждений, характеризующих мотивацию употребления наркотиков. Для определения содержательной валидности опросника психологам и наркологам был предоставлен полученный список утверждений. После внесения корректировок и их обсуждения группой экспертов был составлен окончательный вариант опросника «МУН». Факторный анализ 45 утверждений позволил выявить девять комплексных факторов, которые связывают коррелирующие между собой утверждения опросника. Полученные факторы были сгруппированы в девять диагностических шкал, включающих по пятнадцать утверждений. Психометрическая проверка методики «МУН» осуществлялась на группе наркоманов юношеского возраста. Была установлена ее высокая надежность, отражающая точность психодиагностических измерений и устойчивость результатов (Cronbach's Alpha α = 0,9). Для подтверждения валидности и надежности методики, результаты, диагностирующие уровень склонности к употреблению наркотиков, полученные с помощью методики «МУН», подверглись корреляционному анализу с данными по шкале «Риск злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами» Патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко. Методика «Мотивы употребления наркотиков» обнаруживает мотивы употребления либо отказа от наркотиков, диагностирует три уровня склонности к употреблению наркотиков. Методика используется в Вооруженных Силах Республики Беларусь для психологического изучения личного состава воинских частей согласно приказу Министерства обороны от 07.05.2009 г. № 6/248.

Организация исследования мотивов употребления наркотиков у студентов включала два этапа. Исследование проводилось в 2002-2007 годах среди студентов (n = 1135), включавших девушек (n = 667), юношей (n = 468) 1–5 курсов Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина и Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, а также среди наркоманов-студентов мужского пола возраста (n = 50).

Результаты сравнительного анализа полученных в исследовании данных свидетельствуют, что структуры мотивов употребления наркотиков у студентов, наркоманов и студентов «группы риска» отличаются следующими показателями: иерархий, силой напряжения составляющих мотивов, силой корреляций между мотивами и факторной обусловленностью к наркотизации.

В мотивации наркоманов юношеского возраста выявлены самые высокие показатели проявления силы мотивов употребления наркотиков, а также своеобразная их иерархия, где доминирующее положение занимают личностно-патологические мотивы (гиперактивации, гедонистические, абстинентные, атарактические, аддиктивные), подчиненными являются социальные мотивы (псевдокультурные, традиционные, субмиссивные), слабо выражены мотивы самоповреждения. Злоупотребление наркотиками обусловливается следующими факторами: социальным (традиционные, субмиссивные, псевдокультурные), личностным (гедонистические, атарактические, гиперактивации) и патологическим (абстинентные, аддиктивные, самоповреждения). Установленные эмпирические данные позволяют полагать, что у наркоманов мотивы являются актуализированными, действующими, обусловливают злоупотребление нарковеществами, и относятся к «смыслообразующим» мотивам употребления наркотиков.

У студентов вне зависимости от пола и курса обучения сила проявления мотивов и корреляционных взаимосвязей между ними выражена намного слабее по сравнению с наркоманами и студентами «группы риска». В мотивации всех студентов обнаружены одинаковые иерархии мотивов употребления наркотиков, отличающиеся от иерархии у наркоманов и вскрывающие ряд потребностей: 1) гедонистические (потребность в получении удовольствия), 2) абстинентные (потребность в психологическом и физическом комфорте), 3) атарактические (потребность в нейтрализации негативных эмоций), 4) аддиктивные (потребность в изменении состояния сознания – ИСС), 5) гиперактивации (потребность в усилении эффективности своего поведения), 6) субмиссивные (потребность в подчинении прессингу группы или подчинении других), 7) самоповреждения (потребность в аутоагресии, наказании), 8) псевдокультурные (потребность в группировании, приобщении к молодежной субкультуре), 9) традиционные (потребность в соблюдении традиций).

Установлено, что у студентов в целом корреляционные связи между мотивами являются положительными и обладают значимой (при p ≤ 0,01) умеренной силой. Определены три фактора, обусловливающих присутствие в мотивационной сфере студентов мотивов употребления наркотиков. К ним относятся гедонистический (мотивы гедонистические, атарактические, гиперактивации, абстинентные, аддиктивные), субмиссивный (мотивы субмиссивные, самоповреждения), субкультуральный (мотивы традиционные и псевдокультурные) факторы. Установленная у студентов структура мотивов употребления наркотиков, позволяет трактовать ее как совокупность девяти «знаемых» мотивов, выступающих как возможные, реально еще не побуждающие никаких действий, но побуждающие к анализу и осмыслению информации о проблемах наркомании в ближайшем окружении и обществе.

Обнаружено, что студенты «группы риска» (n = 58) по силе проявления мотивов употребления наркотиков и корреляционных связей между ними занимают промежуточное положение между студентами в целом и наркоманами (рисунок). У студентов «группы риска» определена иерархия мотивов употребления наркотиков, которая представляет собой соподчинение следующих побуждений: 1) гиперактивации, 2) гедонистические, 3) абстинентные, 4) атарактические, 5) псевдокультурные, 6) аддиктивные, 7) традиционные, 8) субмиссивные, 9) самоповреждения.

У студентов «группы риска» выявлены значимые (при p ≤ 0,01) корреляционные связи умеренной силы между всеми мотивами, причем они меньше выражены, чем у студентов. Кроме того, обнаружена корреляционная взаимосвязь мотивов самоповреждения и субмиссивных, которая отсутствует у наркоманов. Вероятно, пока студенты осознают, что наркотики опасны для жизнедеятельности и их употребление не может быть модным, высокие показатели мотивов субмиссивных и самоповреждения будут являться сдерживающим условием для формирования наркотической зависимости.

Выявлены три фактора, обусловливающие у студентов «группы риска» склонность к употреблению наркотиков: депрессивно–тревожный (самоповреждения, субмиссивные, атарактические), гиперактивации (гиперактивации, абстинентные, гедонистические, аддиктивные), субкультуральный (традиционные, псевдокультурные). Первый фактор показывает, что студенты «группы риска» склонны употреблять наркотики из-за потери смысла трезвой жизни, протеста взрослым, в целях подчинения референтной группе, освобождения от тревоги с помощью измененного состояния сознания. Обращает внимание то, что в факторе доминирует показатель положительного веса мотивов самоповреждения. Второй фактор указывает на желание студентов «группы риска» употреблять наркотики с целью гиперактивации деятельности для адаптации к среде. Третий фактор свидетельствует о склонности студентов «группы риска» употреблять наркотики «по праздникам, в выходные дни для усиления чувства радости», «когда они доступны, и есть деньги», потому что «модно» и «престижно».

Следовательно, студенты «группы риска» по сравнению с наркоманами и студентами в целом занимают промежуточное положение по показателям проявления силы мотивов и корреляционных связей между ними, а также отличаются иерархиями мотивов, факторными нагрузками мотивов употребления наркотиков. На основании эмпирических данных следует полагать, что у студентов «группы риска» выявленные мотивы осуществляют роль побудительных факторов, но они лишены смыслообразующей функции и поэтому могут выступать в качестве «мотивов-стимулов» употребления наркотиков. В связи с этим выявленная у студентов «группы риска» структура представляет собой совокупность девяти «мотивов-стимулов», иерархично расположенных, характеризующихся устойчивыми взаимосвязями, что обеспечивает сохранение основного функционального свойства – побуждения или склонности к употреблению наркотиков.

Результаты исследования применимы для психолого-педагогического взаимодействия со студентами «группы риска» в образовательном процессе. Педагоги и психологи, применяя методику «Мотивы употребления наркотиков» смогут диагностировать мотивы, определять тип склонности, строить индивидуальный мотивационный профиль испытуемого с целью проведения в дальнейшем профилактической работы, психологической коррекции и групповых тренингов, направленных на формирование у юношей и девушек негативного отношения к психоактивным веществам.

Литература

  1. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 300 с.
  2. Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980. – 157 с.
  3. Завьялов, В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых / В.Ю. Завьялов // Психологический журнал. – 1986. – Т. 7. – № 5. – С. 102–111.
  4. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. – 198 с.
  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
  6. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
  7. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1971. – 40 с.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 10707
В прошлом месяце: 71
В текущем месяце: 38