Анализ специальной литературы показывает, что проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками и изучение социально-психологических факторов, детерминирующих процесс употребления ими психоактивных веществ, рассматривается в трудах многих зарубежных и отечественных авторов достаточно подробно ((С.А. Бадмаев, 1999); (В.С. Братусь. П.И. Сидоров, 1984); (Б.М. Гузиков, А.А. Вдовиченко, Н.Я. Иванов, 1993); (А.Г. Данилин и И.В. Данилина, 2001); (И.Н. Пятницкая, 1994); (Ф. Райс, 2000) и др.).
Ученые и практики подчеркивают, что первичная профилактика употребления ПАВ – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. В основе первичной профилактики лежат модели медицинского, образовательного и психосоциального характера.
Эффективность первичной профилактики употребления ПАВ зависит от степени влияния программ этого направления на такие социально-психологические детерминанты личности подростка, как: высокий уровень тревожности; низкий уровень социально-психологической адаптивности; высокий уровень внушаемости, подчиняемости, конформности поведения, замкнутости, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе; наличие конфликтов, неудовлетворенности отношениями с ближайшим окружением (в семье, школе); высокий уровень проявления ощущения одиночества, выраженности потребности в поисках ощущений и др.
К настоящему времени в отечественной практике разработано и описано множество программ первичной профилактики употребления ПАВ подростками, основу которых составляет метод социально-психологического тренинга ((И.Л. Баушев, О.В. Зыков, О.И. Ивашин, Н.А. Сирота, А.В. Терентьев, В.М. Ялтоновский, 2001); (В.В. Лозовой и Т.В. Лозовая, 2000)).
Социально-психологический тренинг – это метод групповой работы, направленный на развитие всех сторон личности человека, качеств, умений и навыков общения, поведения, самосознания и саморазвития.
Сегодня наиболее часто применяемыми стратегиями профилактической работы являются программы, направленные на развитие личности подростка и «Ровесник-ровеснику». В их основе лежит понимание того, что эффективность профилактической работы зависит от формирования у подростка различных личностных характеристик (адекватной самооценки, уверенности в себе и т.д.), развития у них навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, представлений о здоровом образе жизни и вреде употребления психоактивных веществ и т.д.
Подобные тренинговые профилактические модели основаны на комплексном характере, помогающем оказывать на ребенка всесторонне воздействие, способном «защитить» его от влияния негативных факторов алкоголизации и наркотизации, достигаемом при помощи использования в качестве ведущих – сверстников подростков, как группы людей, имеющей наибольшее влияние на ребят в пубертатном периоде развития.
Описание особенностей организации и проведения программ «Ровесник - ровеснику» содержится в работах Г.В. Латышева, М.В. Орловой, С.М. Яцыншиной, О.А. Титовой, Д.Д. Речнова (2002); Е.А. Вакулиной, И.Н. Соляновой, Н.А. Рубейкиной (2006); С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой (1999) и некоторых других.
В тоже время анализ научной литературы показал слабую эмпирическую базу исследования эффективности программы «Ровесник - ровеснику», ее влияния на подростков, склонных к употреблению ПАВ.
В связи с этим актуальным для нашего исследования считается реализация цели изучения воздействия программы «Ровесник - ровеснику», используемой при организации профилактики употребления психоактивных веществ методом социально-психологического тренинга на младших подростков 11-14 лет, склонных к риску начала употребления ПАВ.
В результате проведения диагностического этапа нами были отобраны две группы подростков:
1. Подростки 15-16 лет – со-ведущие профилактических тренинговых занятий. Критериями отбора со-ведущих стало наличие у них не менее 5 показателей из ниже перечисленных характеристик личности: наличие высокого статуса в группе сверстников (и естественно их желание в этом участвовать, а также согласие родителей); сформированность нравственных ценностей, которые приняты в его семье, школе, социальном окружении; отсутствие конфликтов в семье и школе; удовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками; низкий уровень школьной тревожности, внушаемости, подчиняемости, конформности поведения, замкнутости; высокий уровень уверенности в себе и эмоциональной устойчивости; склонность к альтруизму.
Итогом диагностического этапа стало выделение группы подростков в количестве 8 человек, у которых в той или иной степени оказались выражены выше перечисленные факторы.
2. Подростки склонные к риску начала употребления ПАВ, у которых с помощью психодиагностических методик были выявлены следующие характеристики: тревожность, высокий уровень потребности в поисках ощущений; депрессии; одиночества; школьной тревожности, агрессии, подозрительности. Для этих ребят было характерно проявление снижения по шкалам общительности, эмоциональной устойчивости, уровня коммуникативной социальной компетентности, социально-психологической адаптации, смелости, нормативности поведения, нонконформизма, самоконтроля поведения.
В итоге психодиагностического этапа нами были отобраны в экспериментальную группу 80 подростков группы риска 11-14 лет, которых мы затем разделили на две подгруппы по 40 человек с целью выявления эффективности проведения профилактических занятий силами старших подростков. В первой подгруппе программу профилактики проводили специалисты-психологи и старшие подростки, а во второй подгруппе – только специалисты-психологи.
На этапе формирующего эксперимента нами была разработана программа «Ровесник - ровеснику», целью которой стала первичная профилактика употребления младшими подростками психоактивных веществ и пропаганда здорового образа жизни через развитие подросткового волонтерского движения.
В рамках реализации программы нами был разработан курс социально-психологического тренинга, включающий в себя:
1) организацию занятий для старших подростков, которые выступили в роли со-ведущих в программе профилактики, направленных на тренировку навыков эффективной коммуникации и разрешения конфликтных ситуаций; развитие уверенности в себе и адекватной самооценки; повышение информированности подростков по проблемам употребления психоактивных веществ; знакомство с технологией проведения профилактической работы; осознание границ своей компетентности и ответственности в работе.
2) организацию занятий по программе профилактики для младших подростков группы риска, включающих в себя три основных блока:
-
социально-психологический (знакомство с участниками проекта; сплочение команды; развитие навыков конструктивного взаимодействия и решения проблем);
-
личностный (формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние, формирование умения эмпатии, навыков противостояния групповому давлению);
-
информационный (предупреждение первых проб наркотиков путем опровержения мифов о наркотиках и предоставления информации о влиянии наркотиков на организм).
На этапе контрольного эксперимента в ходе повторного тестирования нами было выявлено, что у определенной части подростков первой и второй экспериментальной группы, повысились показатели по тем или иным шкалам исследования.
Так у школьников первой подгруппы было выявлено снижение уровня тревожности (22 человека - 55%), потребности в поисках ощущений (8 человек - 10%), выраженности тех или иных форм агрессивного поведения (11 человек - 27,5%), депрессии (14 подростков - 35%), субъективного ощущения одиночества (9 человек - 22,5%), школьной тревожности (12 человек - 30%).
У подростков этой подгруппы повысился уровень социально-психологической адаптации (10 человек – 25%), общительности (11 человек – 27,5%), эмоциональной устойчивости и доминантности (10 человек – 25%), нормативности поведения (9 человек – 22,5%), смелости, чувствительности, уверенности в себе и самоконтроля (8 человек – 20%), позитивного восприятия отношения к себе со стороны матери (7 человек – 17,5%) и отца (9 человек – 22,5%), коммуникативной социальной компетентности (11 человек - 27,5%).
У учащихся второй подгруппы также снизился уровень тревожности (11 испытуемых - 27,5%), потребности в поисках ощущений (4 человека - 10%), выраженности тех или иных форм агрессивного поведения (8 учащихся - 20%), депрессии (7 подростков - 17,5%), субъективного ощущения одиночества (6 человек - 15%), школьной тревожности (8 испытуемых - 20%).
Повысились показатели уровня развития социально-психологической адаптации (8 человек – 20%), общительности, эмоциональной устойчивости и смелости (по 7 человек – 17,5%), уверенности в себе (12 человек – 30%), доминантности (8 человек – 20%), нормативности поведения (6 человек – 15%), позитивного восприятия отношения к себе со стороны матери (5 человек – 12,5%) и отца (7 человек – 17,5%), коммуникативной социальной компетентности (10 человек - 25%).
В дополнение к проведенной социально-психологической диагностике, нами было проведено анкетирование испытуемых в двух подгруппах с целью изучения характера отношения подростков к употреблению психоактивных веществ. В первой подгруппе подростков изменились представления о вреде употребления психоактивных веществ у 24 школьников (60%). Во второй подгруппе учащихся таких ребят оказалось 17 (42,5%).
Полученные результаты показали, что по сравнению с профилактическими программами, проводимыми взрослыми специалистами, в подгруппе, где работали старшие подростки психологическая коррекция установок и социально-психологических факторов развития личности младших подростков, детерминирующих их склонность к употреблению ПАВ, является более эффективной. Этот вывод подтверждается наличием лучшей динамики изменений, происходящих с подростками «группы риска», в первой подгруппе.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что программа «Ровесник - ровеснику» является эффективным средством психологической коррекции социально-психологических факторов развития личности подростка 11-14 лет, детерминирующих склонность детей этого возраста к употреблению ПАВ.