Введение
Во второй половине XX века появилось и завоевало невероятную популярность новое направление практической работы в области психологии — тренинг. Усилия психологов стали фокусироваться на разработке программ групповой коррекции поведенческих паттернов, мешающих освоению социального пространства и личностному росту. Появились различные векторы этого движения, начиная от экзистенциальных теорий (К. Роджерс, social/life skills training) и заканчивая ясными, кажущимися более простыми, понятными и активно востребованными программами совершенствования практических поведенческих и профессиональных навыков (К. Левин, T-grupp) [Рудестам, 1990]. Последние в социальной, политической, организационной и других направлениях психологии относят к разряду обучающих и управленческих методов, подчеркивая тем самым их преимущественно практическую составляющую [Чикер, 2010]. Тренинги направлены на изменение поведения в социальной среде, но тем не менее принимают во внимание и глубинные принципы его психической регуляции, где активность субъекта общения играет главенствующую роль [Форверг, 1984, с. 57].
Такого рода программы исторически, начиная с работ К. Левина и его учеников (известно, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности руководителей, были проведены в г. Бетеле, США в 1947 году учениками К. Левина под руководством Л. Брадфорта и получили название Т-групп), призваны реализовать психологические знания на практике — в сфере управления людьми, получения новых компетенций, выработки профессиональных умений и навыков, а также осуществления психологической поддержки личности. Наиболее важной в этих методах можно считать их интерактивную составляющую (interaktion (англ.) — взаимодействие, воздействие друг на друга), которая позволяет обучающимся общаться друг с другом непосредственно, вступая в социальные контакты, анализируя в ходе такого взаимодействия свои психологические состояния и чувства. Предметом анализа всегда является конкретная ситуация общения, выявление индивидуальных особенностей участников группы в ситуации специально организованной групповой и межгрупповой деятельности. Решение задач социального взаимодействия и группового анализа, таким образом, рассматривается на тренинге как необходимый фон понимания и интерпретации поведения. Групповая работа основана на наблюдении за поведением людей в инсценированных («симулированных») ситуациях и предполагает активное осуществление обратной связи в различной форме по результатам выполнения задания или игры [Чикер, 2010, с. 107].
Основы методического подхода
По словам создателя базовой программы социально-психологического тренинга, немецкого исследователя, доктора философских наук и профессора психологии Манфреда Форверга (1933— 1989) [Buss, 1990; Clauß], активность и саморегуляция субъекта лежат в основе построения концепции тренинга, предложенного им пятьдесят лет назад (в 1971 году) в ГДР [Vorwerg, 1969; Vorwerg, 1971; Vorwerg, 1973]. Уже практически сорок лет четко и логично выстроенная программа активно используется и в нашей стране. Программа соединила в себе многие элементы и достижения предшествующих разработок, но при этом обогатила строго структурированный подход к обучению содержательными элементами базовых теорий советской психологии. Во многом это произошло благодаря тому, что М. Форверг стажировался в Тбилисском университете и на кафедре социальной психологии Ленинградского государственного университета (1959—1960 гг.) и в дальнейшем не прерывал профессиональных связей с отечественными психологами и университетом, продолжая сотрудничество и обмен научными идеями. Впоследствии он стал одним из ведущих социальных психологов в ГДР, работая в основном в Йене и Лейпциге [Hiebsch, 1979; Kusmin].
Само название «социально-психологический тренинг» (имеется в виду особое направление в групповой работе, основанное на анализе феномена группового общения) также связывают с именем М. Форверга. На такого рода тренингах исследуются и преобразуются те знания, умения, установки, поведенческие модели и стереотипы, которые связаны с предметом социальной психологии — общением, происходит активное включение в общегрупповое пространство поведенческого опыта каждого отдельного участника группы, а также, что крайне важно, обмен этим опытом [Чикер, 2020; Чикер, 2010].
Первой областью применения программы социально-психологического тренинга, предложенной Форвергом, стала подготовка руководителей промышленных предприятий ГДР и Польши. Его безусловная заслуга заключается в том, что им на практике была проведена четкая грань между группами, имеющими психотерапевтическую направленность (например, группы личностного роста, группы психологической поддержки), и группами формирования, коррекции и развития профессиональных знаний и умений. Он писал, что «концепция тренинга имеет главной целью изменение поведения» [Форверг, 1984, с. 57; Ott, 1981; Vorwerg, 1980], хотя ни в коей мере не отвергал анализа личностной составляющей социального взаимодействия.
В июне 1982 года программа социально-психологического тренинга была анонсирована для преподавателей факультета психологии Ленинградского государственного университета, тогда же прочитан цикл лекций (М. Форверг, Т. Форверг) по теоретическому обоснованию концепции и структуры тренинга, его практической реализации, проведено две группы подготовки первых ведущих групп в нашей стране. Программа соединила в себе многие элементы и достижения предшествующих разработок в области групповой работы, обогащая подход достижениями советской психологии. Особое внимание в обосновании общей концепции и структуры тренинга М. Форверг [Форверг, 1984, с. 61-62] уделял работам Д.Н. Узнадзе (формирование индивидуальных установок на изменение поведения, работа с неэффективными фиксированными установками, саморегуляция как основной фактор изменения поведения, регуляция поведения, осуществляемая на трех иерархически организованных уровнях (ожидание, оценка, действие)), Я.А. Пономарева (тренировочные программы с этапами конфронтации, автоматизации и генерализации вновь усвоенного поведения) и П.Я. Гальперина (поэтапное формирование умственных действий, ориентировочная основа действия на этапе лабилизации, выработка навыков, целенаправленная и осмысленная их тренировка). Тренинг включил в себя также основы театральной педагогики К.С. Станиславского (элементы драматизации, моделирования и проигрывания реальных ситуаций общения, получение опыта через переживание). Группы социально-психологического тренинга первоначально были ориентированы прежде всего на работу со взрослыми и здоровыми людьми. Этим указанные группы принципиально отличаются от групп личностного роста, которые по своим технологическим особенностям никак нельзя называть тренингами в точном понимании этого слова. Принципиальным для социально-психологического тренинга является вопрос формирования обобщенной базовой установки и переноса сформированных умений и навыков в сфере общения в другие, более широкие ситуации, что также соотносится с концепциями отечественных ученых Узнадзе и Гальперина. Концепция М. Форверга была подхвачена отечественными учеными и стала быстро развиваться в самых различных направлениях [2; 3; 4; 5; 6 и многие другие].
Цель социально-психологического тренинга, по словам М. Форверга, которую он обозначил во время чтения лекций на психологическом факультете ЛГУ (СПбГУ), — приобретение индивидом более компетентного поведения при исполнении тех или иных социальных ролей. При этом он подчеркивал, что подсказку для изменения поведения может сделать только группа, а не тренер, основной задачей которого является настройка внутригрупповых коммуникаций, «дирижирование». Группа — главный регулятор процесса, это то самое «зеркало», в которое смотрится каждый из участников. Результатом должна стать активация личности, выход на более высокие уровни социальной активности, гибкости и мотивированности поведения.
Теоретическая концепция тренинга представлена в четко структурированной универсальной схеме пятидневного (40-часового) социально-психологического тренинга, ставшего впоследствии основой для многих модификаций тренингов, работающих с ситуациями общения и коммуникативными навыками. В рамках предложенной концепции для обучения руководителей промышленных предприятий уже в 80-е годы М. Форвергом были разработаны программы по развитию креативности (подвижности) мышления, мотивации достижения, переговоров, аргументации, публичного выступления, поведения в конфликтных ситуациях, саморегуляции. К наиболее популярным в нашей стране современным модификациям социально-психологического тренинга относятся тренинги формирования навыков эффективного руководства, управленческих умений, принятия решений, публичного выступления, командообразования, разрешения конфликтов, эффективных переговоров, тренинг самопре- зентации, межкультурных коммуникаций и взаимодействия, расширения ролевого репертуара в поведении взрослых и подростков, креативности, эффективных продаж, влияния и противостояния влиянию и многих других [18 программ тренингов, 2007; Чикер, 2020]. Во всех этих программах общение и коммуникация становятся связующей и центральной частью работы. При этом, поскольку в поле научных интересов М. Форверга лежали и вопросы психологии личности, этот контекст групповой работы также не уходил от его внимания. В программе тренинга многое направлено на личностный рост участников группы благодаря индивидуальному подходу к каждому человеку [Ott, 1981; Vorwerg, 1980].
Классическая программа тренинга, представленная М. Форвергом, носит четко алгоритмизированный характер, представляет собой логическую схему последовательных шагов в отработке навыков общения с освоением и тренировкой основных психологических составляющих процесса общения (вступления в контакт, ориентировки в проблеме, аргументации, контроля эмоционального состояния). Учебная программа состоит из специально разработанных и взаимосвязанных ролевых игр, проблемных дискуссий и тренировочных упражнений, предлагаемых в порядке возрастания сложности заданий. Участники должны научиться наблюдать и корректировать свое влияние на партнеров, на ситуацию в целом, на самих себя. Особое внимание уделяется процессу лабилизации — созданию мотивации обучения через опыт переживания неудач, а также постоянному мониторингу состояния группы и ее отдельных участников с применением метода социометрии. Вспомогательным средством является видеотехника, используемая для специального анализа игрового поведения и элементов психодрамы, включенных в тренинг [Форверг, 1984, с. 62].
Выводы
В настоящее время оформилось два основных направления тренинговой работы с точки зрения целевой аудитории:
1. Традиционно заявленная авторами концепции работа со взрослыми людьми. Она касается прежде всего обучения навыкам общения, связанным с различными видами профессиональной деятельности (особенно в сфере деятельности «человек-человек» с высоким уровнем профессионального выгорания и деформации), а также решением личных проблем участников группы, лежащих в плоскости коммуникативных навыков.
2. Сфера обучения детей, которая не была затронута автором программы. Она расширяет возможности социально-психологического тренинга с точки зрения его аудитории, при этом программы фокусируются на отработке внутригруппового общения в школьных коллективах, тренировке навыков общения, отдельных психических процессов (памяти, внимания, целеполагания, креативности и др.), а также касаются работы с индивидуальными трудностями в общении.
В качестве подведения итогов большого пути метода в нашей стране мы выделили и структурировали главные, на наш взгляд, позитивные и негативные стороны групповой работы по программам социально-психологического тренинга (см. таблицу).
Заключение
Позитивные результаты тренинга как активного метода обучения безусловны. Теперь, по прошествии сорока лет, мы уже не представляем современную систему образования и обучения без социально-психологического тренинга как в области совершенствования профессиональной деятельности, так и в образовательной среде. Многое в современных программах кажется нам давно известным и очевидным и уже не может существовать в застывшем виде, требует своего развития в контексте времени. Универсальность и жизнеспособность программы М. Форверга заключается именно в возможностях необходимой современной трансформации и коррекции.
Каждая из выделенных нами сторон современного применения метода социально-психологического тренинга (особенно это касается негативных последствий массового применения различных модификаций социально-психологического тренинга) нуждается, на наш взгляд, в отдельном обсуждении, требует критической включенности профессионального сообщества, на которые мы очень надеемся.

