Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт

Аннотация

Рассматриваются особенности проявления аддиктивного поведения у подростков, определяются компоненты развития аддикции, представлен семейный конструкт как одно из условий конструктивного поведения подростка.

Общая информация

Ключевые слова: аддиктивное поведение, подростковый возраст, семья

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Комарова И.А. Аддиктивное поведение подростка: семейный конструкт // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Современный подросток живет в динамичном обществе, в условиях постоянных изменений как в личностном плане, так и во многих сферах общественной жизни, в ситуациях резкой смены привычных стереотипов. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложностями и трудностями, в подростковом возрасте формируются такие важные позитивные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений. Эти и многие другие причины способствуют утрате чувства безопасности у значительной части подростков. Возникает реальная проблема страха перед действительностью, что ведет к стремлению ухода от реальности.

Суть аддиктивного поведения подростков заключается в том, что стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия в диадах «я - мир вокруг».

<...>

Полный текст

Современный подросток живет в динамичном обществе, в условиях постоянных изменений как в личностном плане, так и во многих сферах общественной жизни, в ситуациях резкой смены привычных стереотипов. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложностями и трудностями, в подростковом возрасте формируются такие важные позитивные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений. Эти и многие другие причины способствуют утрате чувства безопасности у значительной части подростков. Возникает реальная проблема страха перед действительностью, что ведет к стремлению ухода от реальности.

Суть аддиктивного поведения подростков заключается в том, что стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия в диадах «я - мир вокруг».

Обратимся к этимологии данного понятия. Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Выбор аддиктивной стратегии поведения подростка обусловлен трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: физиологические изменения, разочарования, смена идеалов, конфликты в семье, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов и другое. Все вышеперечисленные условия могут способствовать развитию аддиктивного поведения у подростков.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается подростком с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества.

Аддиктивная личность подростка ищет и реализует свой универсальный способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне.

При отсутствии условий для позитивной реализации личностных потенциалов процессы самоутверждения подростка могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. В связи с этим возникает опасность выбора аддиктивной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия.

Информация нужна для необходимого чувства свободы и осознанности выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность. Масштабы ухода от реальности опасны не только приверженностью к таким крайне тяжелым формам аддикции, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер, на данные вопросы должны обращать внимание не только родители, но и педагоги, психологи, социальные педагоги, которые проводят работу по профилактике аддиктивного поведения среди подростков (1).

Л.С. Выготский считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества, что именно в подростковом возрасте влияние среды на развитие мышления приобретает особую значимость. Проблему интересов в переходном возрасте он считал «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» (3).

Л.С. Выготским были выделены несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами: эгоцентрическая (интерес подростка к собственной личности); доминанта дали (установка подростка на большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем текущие, сегодняшние); доминанта усилия (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях); доминанта романтики (стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму). В данном контексте особая роль отводится семье, в которой находится подросток.

Безусловно, семья - это самый первый институт социализации ребёнка. «В семье дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений». Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерны (паттерн - это рисунок, схема - C.Б.) поведения, усвоенные в таких семьях не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы, как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор. Функции семьи - это «сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов» (4). Н.И.Шевандрин выделяет следующие функции: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы). Подростку важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так подросток сможет реализовать свою страсть к взрослению.

Данная проблема сложна и многозначна. Исследования в данной области могут и должны продолжаться.

Литература

  1. Байярд , Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд. - М.:Семья и школа, 1995.
  2. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. - М., 1979
  3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. Учебник. - М.: Ро с.печать, 1996.
  4. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании/ Н.И. Шевандрин.- М.: Владос, 1995.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 9784
В прошлом месяце: 102
В текущем месяце: 146