Исследование потребления психоактивных веществ среди учащихся средних специальных образовательных учреждений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психоактивные вещества, профилактика , мониторинг, установки субъективного отношения к ПАВ, учащиеся, ССУЗы, Санкт-Петербург
Рубрика издания: Секционные заседания
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кононова Т.А., Морозова С.В. Исследование потребления психоактивных веществ среди учащихся средних специальных образовательных учреждений // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
Фрагмент статьи
Литературный обзор исследований посвященных потреблению населением России алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, показывает существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту их потребления. Темпы роста злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) особенно высоки среди подростков и молодежи.
Цель нашего исследования - изучение вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ учащихся ССУЗов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-
выявление отношения учащихся к проблеме потребления ПАВ (табака, алкоголя, наркотических средств);
-
выявление уровня распространенности ПАВ в ССУЗах;
-
выявление факторов защиты учащихся от потребления ПАВ;
-
выявление факторов риска потребления ПАВ.
<...>
Полный текст
Литературный обзор исследований посвященных потреблению населением России алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, показывает существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту их потребления. Темпы роста злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) особенно высоки среди подростков и молодежи.
Цель нашего исследования - изучение вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ учащихся ССУЗов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-
выявление отношения учащихся к проблеме потребления ПАВ (табака, алкоголя, наркотических средств);
-
выявление уровня распространенности ПАВ в ССУЗах;
-
выявление факторов защиты учащихся от потребления ПАВ;
-
выявление факторов риска потребления ПАВ.
Исследование проводилось в целевой группе учащихся ССУЗов по специальностям: «Здравоохранение», «Образование», «Социальная работа», «Культура и искусство», «Менеджмент», «Туризм» отобранных случайным образом. Всего охвачено 382 учащихся в возрасте от 16 до 20 лет. В качестве методов исследования были использованы: опрос, в форме многофакторного анонимного анкетирования и метод математической статистики.
Для проведения анкетирования нами разработана анкета, содержащая сведения о семьях учащихся, ценностях и интересах, формах проведения досуга, потреблении табачных изделий, алкоголя и наркотических веществ.
Социально-демографический состав опрошенных.
В исследовании участвовали юноши (52,5%) и девушки (47,5%). Возраст опрошенных от 15 до 19 лет, большая часть учащихся проживает в полных семьях (56,4%). Более чем у половины опрошенных (55,2%) оба родителя имеют специальное и среднее образование, высшее образование у родителей учащихся представлено в меньшей степени – 16,7%. Среднее образование лишь одного из родителей было выявлено в 10,2% случаев, часть родителей (9,1%) не имеют специального профессионального образования. Стоит отметить, что некоторые учащиеся не владеют информацией об образовании родителей.
Материальное положение своей семьи учащиеся считают удовлетворительным (61,1%) и хорошим (34,7%). Стабильность финансового благополучия отметили лишь 4,2% учащихся.
По данным исследования большинство учащихся довольны отношениями в семье, и оценивают взаимоотношения с родителями как хорошие (58,5%) и удовлетворительные (21,7%) . Возникающие конфликтные ситуации в семьях опрошенных чаще решаются при помощи семейных дискуссий (59,1%).
Таким образом, можно считать, что большинство учащихся воспитываются в полных семьях, их взаимоотношения с родителями оцениваются как благополучные, кроме того решения конфликтов в семьях происходят конструктивным способом; все это может являться фактором защиты в отношении потребления ПАВ учащимися. Группой риска по вовлечению в ситуации, связанные с употребление ПАВ, могут являться учащиеся, в семьях которых употребление алкоголя является приемлемым.
Ситуация потребления ПАВ.
Изучение уровня употребления ПАВ в исследуемой группе показало, что большая часть учащихся имеет опыт употребления тех или иных психоактивных веществ. Так, доля курящих среди учащихся составляет 77,8%. В большинстве случаев возраст первой пробы табака отмечен в 12 лет, большая часть опрошенных (74,8%) употребляет табак более 2-х лет, ежедневно употребляют табачные изделия 64,5%.
Алкогольные напитки с той или иной частотой потребляют почти все учащиеся (79,8%), из них большинство употребляют алкоголь периодически (67,4%). Регулярно употребляют алкоголь 32,6% учащихся. Средний возраст начала употребления алкоголя составил 13 лет. Из числа употребляющих алкоголь (79,8%), большинство многократно испытывали состояние сильного алкогольного опьянения (71,5%).
Информированность учащихся о наркотических средствах поразительна. Очень высока информированность даже у той части молодежи, которая никогда не пробовала наркотики. В ходе исследования было названо более 40 наименований наркотических веществ.
Большей части опрошенных (66,2%) предлагались наркотические вещества хотя бы один раз, чаще предложения попробовать наркотик поступали от друзей учащихся (59,5%), также предложения поступали от знакомых людей (19,7%), от посторонних (14,9%) и от одноклассников (5,9%). Большинство учащихся отметили, что наркотики употребляют их знакомые (69,1%), друзья (38,2%) и родственники (17,2%). Наркотические средства не употребляют в окружении 43,8% учащихся. Личный опыт употребления наркотических средств имеют 44,1% опрошенных, из них употребляют наркотики систематически 25,2%, от случая к случаю – 33% и однократно – 51,8%. Средний возраст первой пробы среди употребляющих наркотические средства – 13 лет. Чаще всего впервые учащиеся пробовали наркотик в ночном клубе на дискотеке (51,2%), а также во дворе на улице (29,8%). В учебном заведении (школа/училище) пробовали наркотические вещества 12,2% учащихся, дома или на даче – 6,8%. Среди употребляемых наркотических средств в большей степени опрошенные употребляют: коноплю и ее производные (67,2%), галлюциногены (21,3%), ингаляторы (18,4%), транквилизаторы (15,8%) и стимуляторы (6,7%).
Таким образом, основываясь на полученных данных, можно заключить, что учащиеся ССУЗов вовлечены в проблему потребления ПАВ; кроме того значительная часть учащихся имеет личный опыт неоднократного употребления наркотических средств, что является серьезной предпосылкой формирования аддиктивного поведения.
Установки по субъективному отношению к ПАВ.
Проведенное исследование показало, что большинство учащихся считают, потребление алкоголя и табака не опасным для здоровья человека. Так, табакокурение считают для себя приемлемым 77,8% опрошенных, а употребление алкоголя - 80% опрошенных.
Наибольший риск для здоровья и жизни человека учащиеся связывают с употреблением наркотических средств. Так, более половины учащихся (58,6%) имеют однозначно негативные субъективные (личностные) установки в отношении наркотиков, считая употребление наркотических веществ недопустимым. При этом было выявлено различное отношение к лицам, употребляющим наркотики, большинство учащихся высказали безразличное отношение (39,1%), сочувственное отношение выявлено в 31,7% случаев и отрицательное в 25,3% случаев. Большая часть учащихся (52,5%) полагают, что человек может самостоятельно отказаться от употребления наркотиков.
Полученные данные можно считать тревожными, поскольку говорят о недостаточной информированности учащихся о влиянии и последствиях потребления ПАВ, что является ещё одним фактором способствующим вовлечению в ситуации риска связанными с употреблением ПАВ и в частности наркотиков.
Ценности и социальные установки учащихся.
По результатам мониторинга, наиболее ценными для себя учащиеся считают состояние здоровья (48,3%), любовь (41,4%) и взаимоотношения с ровесниками (34,5%). По мнению учащихся, для уважения со стороны сверстников необходимо в первую очередь иметь хорошее здоровье (42,9%), хорошо учиться (29,8%) и иметь достижения в спорте (23,6%). Однако, около 20% учащихся считают совместное употребление ПАВ необходимым для завоевания статуса среди сверстников.
Основными составляющими жизненного успеха по оценке учащихся являются: крепкое здоровье (70%), успешная карьера (48,3%) и семейное благополучие (31,5%). У большинства учащихся (43,8%) представление о собственном будущем связано с надеждой и оптимизмом, 11,8% учащихся не задумываются о своем будущем.
Среди основных интересов учащихся преобладают: музыка (41,2%), спорт (26,2%), автодело (25,4%) и мода (14,1%).
Большинство опрошенных (78,1%), отметили важность профилактических мероприятий, 88,8% учащихся считают, что пагубные привычки наносят вред здоровью, заинтересованность и желание участвовать в семинарах, посвященных данной проблеме, высказали 42,4% учащихся.
Таким образом, можно заключить, что для большинства учащихся основными жизненными ценностями являются учеба, и как результат обучения – успешная карьера, приносящая удовлетворение. При этом образ будущего у опрошенных в целом оптимистичен и связан с успехом. Данные тенденции могут выступать в качестве фактора препятствующего приобщению к потреблению ПАВ.
Основные результаты исследования.
-
Проблема распространенности потребления психоактивных веществ среди учащихся средних специальных образовательных учреждений продолжает оставаться актуальной.
-
Первая проба психоактивных веществ приходится на возраст 13 лет.
-
Большинство учащихся употребляют алкоголь и табак.
-
Опыт употребления наркотических средств имеют 41,4% учащихся.
-
Большинство учащихся относятся лояльно и с безразличием к людям, употребляющим наркотические вещества, и полагают, что человек, употребляющий наркотики, может самостоятельно прекратить их потребление.
-
Выявлены противоречия в социальных установках учащихся (потребление ПАВ и в частности, наркотических веществ, не приемлемо) и собственно поведением учащихся (потребление ПАВ). При этом на первое место в системе ценностей выходят: состояние здоровья, успешная карьера, семейное благополучие, что не находит отражения в поведении самих учащихся.
-
В группе учащихся были выявлены следующие факторы защиты: благоприятная обстановка в семье (конструктивные способы решения конфликтных ситуаций); жизненные ценности (названные в большинстве случаев): учеба, состояние здоровья и любовь; отсутствие в окружении учащихся лиц, употребляющих наркотические вещества.
-
К выявленным факторам риска злоупотребления ПАВ нами отнесены: раннее начало потребления алкогольных напитков и табака; наличие в окружении учащихся лиц, употребляющих наркотические средства; наличие свободных предложений учащимся наркотических средств.
Результаты мониторингового исследования являются веским аргументом в пользу необходимости создания в средних специальных образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий, основанных на работе с факторами риска злоупотребления ПАВ и усилении защитных факторов. Профилактическая программа, реализуемая среди учащихся, должна строиться на укреплении ценности здоровья, образования, семьи. Такая программа предусматривает формирование таких факторов защиты, как уверенность в себе (обучение эффективной коммуникации), креативность, умение действовать в ситуации неопределенности, навыки саморегуляции поведения и эмоциональных состояний.
Литература
-
Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб., 2003.
-
Методические рекомендации по организации и внедрению комплексной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования. /Под. ред. Л. М. Шипицыной.- СПб., - 2008
-
Научно-методические основы территориального мониторинга наркоситуации: Методическое пособие. – СПб., 2006.
-
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами: рук. для педагогов, психологов, соц. педагогов / М-во образования и науки Рос. Федерации; под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. – М, 2004.
-
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде // Н.А.Сирота и др. – М., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5807
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 3