Аутизм и нарушения развития
2024. Том 22. № 3. С. 30–39
doi:10.17759/autdd.2024220304
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R
Аннотация
Актуальность и цель. При комплексном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) особое внимание уделяется созданию специальной образовательной среды. Проведена апробация ин струмента Шкала оценки окружающей среды в раннем детстве (ECERS-R) при исследовании качества образовательной среды в дошкольной образовательной организации (ДОО) для детей с РАС. Учитывалось, что инструмент ECERS-R создан для оценки среды в ДОО для обычных детей.
Методы и методики. Диагностическая методика ECERS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) оцени вает основные составляющие образовательной среды ДОО по семи областям: пространство и оборудование; присмотр и уход за детьми; речь и мышление; занятия; взаимодействие; структурирование педагогической работы; родители и воспитатели. В 10 группах детей в возрасте от 2-х до 8-ми лет специального (коррекционного) детского сада для детей с РАС «МЫ ВМЕСТЕ» проведен оценочный мониторинг качества работы ДОО внешними и внутренними (сотрудниками ДОО) экспертами при помощи ECERS-R.
Результаты. В целом, сотрудники детского сада, ежедневно работая с детьми в данной образовательной среде, значи тельно выше оценили ее качество, чем внешние эксперты, не имеющие опыта работы с детьми с РАС. Наиболее сильные стороны организации среды в ДОО для детей с РАС: «взаимодействие педагогов с детьми» (внешние эксперты оценили в 5,3 б., внутренние в 6,4 б.) и «структурирование программы и самой педагогической работы» (внешние эксперты — 4,2 б., внутренние — 6 б.). Более низкие результаты получены по шкалам: «развитие речи и мышления» (внешние эксперты — 2,4 б., внутренние — 3,5 б.), «занятия» (внешние эксперты — 2,7 б., внутренние — 3,1 б.). Внутренние эксперты за уход за детьми поставили 3,4 б., внешние эксперты оценили уход как более сложный — в 3,6 б.
Выводы. Установлено, что инструмент не оценивает некоторые специальные условия для детей с РАС: созда ние обедненной среды для формирования навыков просьбы, концентрации, инициативного социального поведения; создание индивидуальных условий для разгрузки каждого ребенка. Для качественной оценки образовательной среды с помощью методики ECERS-R в садике со специальной (коррекционной) направленностью инструмент нуждается в адаптации с учетом особых образовательных потребностей детей. Целесообразно введение дополнительных шкал в зависимости от нозологической группы.
Общая информация
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, дошкольный возраст, комплексная оценка качества образовательной среды, инструмент Early Childhood Environment Rating Scales (ECERS-R), мониторинг
Рубрика издания: Диагностический инструментарий
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220304
Финансирование. Работа выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства Казанского федерального университета (ПРИОРИТЕТ-2030)
Получена: 30.10.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Садретдинова Э.А., Башинова С.Н., Нигматуллина И.А., Васина В.В. Оценка качества образовательной среды в детском саду для детей с РАС: методика ECERS-R // Аутизм и нарушения развития. 2024. Том 22. № 3. С. 30–39. DOI: 10.17759/autdd.2024220304
Полный текст
Литература
- Аникеич С.А. Использование шкал ECERS-R при оценке качества образовательной среды // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2017 г.). Москва: Буки-Веди, 2017. С. 29—31. ISBN 978-5-4465-0936-2.
- Леван T.Н. Развивающая оценка качества дошкольного образования с использованием международных шкал комплексной оценки ECERS: проблемы и перспективы // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. С. 50—65.
- Лексакова Н.В. Международный инструмент «Шкала ECERS-R»: исследование комплексной оценки качества дошкольного образования // Вестник Тамбовского университета: Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 180. С. 118—123. DOI:10.20310/1810-0201-2019-24-180-118-123
- Лях Ю.A. Разработка и реализация модели лонгитюдного исследования качества дошкольного образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 12—20.
- Руководство по использованию «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R) в Российской Федерации: Методические рекомендации / Под общ. ред. Т.Н. Леван, О.А. Шиян. 2-е изд., переработанное и дополненное. Москва: МГПУ, 2017. 26 с.
- Федорцева M.Б., Дорн М.В. Комплексная оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях с использованием шкал ECERS-R // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 2. С. 67—75.
- Шиян И.Б., Зададаев С.A., Леван T.Н. и др. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Moсквы // Вестник МГПУ: Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 77—92.
- Юдина E.Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование: Teoрия и практика. 2015. № 7. С. 22—26.
- Bashinova S.N., Sadretdinova E.A. Quality Assessment of Preschool Education in the Republic of Tatarstan // V International Forum on Teacher Education: Pt. 2: Educational Environment and Management. [Sofia]: ARPHA, 2019. Pp. 839—844. ISBN 978-954-642-984-1. DOI:10.3897/ap.1.e0797
- Betancur L., Maldonado-Carreño C., Votruba-Drzal E. et al. Measuring preschool quality in low- and middle-income countries: Validity of the ECERS-R in Colombia // Early Childhood Research Quarterly. 2021. Vol. 54. № 1. Pp. 86—98. DOI:10.1016/j.ecresq.2020.08.001
- Crompton C.J., DeBrabander K., Heasman B. et al. Double Empathy: Why Autistic People Are Often Misunderstood [Web resource] // Frontiers for Young Minds. May 11, 2021. URL: https://kids.frontiersin.org/articles/10.3389/frym.2021.554875 (Accessed 29.01.2023). DOI:10.3389/frym.2021.554875
- Cryer, D., Harms Т., Riley С. All about the ECERS-R: A Detailed Guide in Words and Pictures to be Used with the ECERS-R. Lewisville: Pact House, 2003. 441 р. ISBN 0-88076-610-7.
- Farmer C., Adedipe D., Bal V.H. et al. Concordance of the Vineland Adaptive Behavior Scales, second and third editions // Journal of Intellectual Disability Research. 2020. Vol. 64. № 1. Pр. 18—26. DOI:10.1111/jir.12691
- Harms Т., Cryer D. Clifford R.М. Infant/Toddler Environment Rating Scale (ITERS). New York: Teacher’s College Press, 1990. 43 p. ISBN 0-8077-3010-6.
- Howes O.D., Rodgaki M., Findon J.L. et al. Autism spectrum disorder: Consensus guidelines on assessment, treatment and research from the British Association for Psychopharmacology // Journal of Psychopharmacology. 2018. Vol. 32. № 1. Pр. 3—29. DOI:10.1177/0269881117741766
- Ibrahim Z., Alias M. Social Skills Competence in ASD Children: A Review of Assessment Instruments // Proceedings: International Conference on Teaching and Learning, Language, Literature & Linguistics (ICT4L) (30—31 October 2017: Kuala Lumpur, Malaysia). [s. l.], 2017. 5 p.
- Jawabreh R., Danju İ., Salha S. Quality of pre-school learning environment in Palestine // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8. № 10. Pp. 4769—4775. DOI:10.13189/ujer.2020.081048
- Kurucz C., Hachfeld A., Lehrl S. et al. Die Bedeutung migrationsbezogener Überzeugungen von frühpädagogischen Fachkräften für die Qualität pädagogischer Praxis [The importance of migration-related beliefs of preschool teachers for the quality of educational practice] // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft [Journal of Educational Research]. 2023. Vol. 26. № 1. Pp. 211—242. DOI:10.1007/s11618-023-01141-3
- Leiter-3 — международные шкалы продуктивности [Электронный ресурс] / GIUNTI Россия. 2022. URL: https://giuntipsy.ru/product/leiter-3-mezhdunarodnye-shkaly-produktivnosti/ (дата обращения: 14.11.2023).
- McDoniel M.E., Townley-Flores C., Sulik M.J. et al. Widely used measures of classroom quality are largely unrelated to preschool skill development // Early Childhood Research Quarterly. 2022. Vol. 59. № 2. Pp. 243—253. DOI:10.1016/j. ecresq.2021.12.005
- Næsby T. The quality of inclusion in Danish preschools // Early Child Development and Care. 2020. Vol. 190. № 10. Pp. 1561—1573. DOI:10.1080/03004430.2018.1541320
- Nasiopoulou P., Mellgren E., Sheridan S. et al. Conditions for Children’s Language and Literacy Learning in Swedish Preschools: Exploring Quality Variations with ECERS-3 // Early Childhood Education Journal. 2023. Vol. 51. № 7. Pp. 1305—1316. DOI:10.1007/s10643-022-01377-4
- Nigmatullina I.A., Vasina V.V., Mukhamedshina Y.O. Development of a structural—functional model for comprehensive support of children with autism spectrum disorders // Proceeding of the International Science and Technology Conference “FarEastSon 2020”. Singapore: Springer, 2021. ISBN 978-981-16-0953-4. Рp. 71—83. DOI:10.1007/978-981-16-0953-4_7
- Perlman M., Howe N., Gulyas C. et al. Associations between Directors’ Characteristics, Supervision Practices and Quality of Early Childhood Education and Care Classrooms // Early Education and Development. 2020. Vol. 31. № 4. Pp. 507— 523. DOI:10.1080/10409289.2019.1679006
- Šumatić M., Malmberg L.-E., Gregoriadis A. et al. Child, teacher and preschool characteristics and child-teacher relationships in Greek preschools // Early Childhood Research Quarterly. 2023. Vol. 64. № 3. Pp. 355—367. DOI:10.1016/j.ecresq.2023.04.008
- Tandon P., Hassairi N., Soderberg J. et al. The relationship of gross motor and physical activity environments in child care settings with early learning outcomes // Early Child Development and Care. 2020. Vol. 190. № 4. Pp. 570—579. DOI:10.1080/03004430.2018.1485670
- Tympa E., Karavida V. State vs. private preschool setting: assessing school quality for a successful learning environment // International Journal of Early Years Education. 2023. Published Online: 19 Sep 2023.DOI:10.1080/09669760.2023.2260413
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 148
В прошлом месяце: 90
В текущем месяце: 55
Скачиваний
Всего: 44
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 20