Проблемы нарушения поведения у детей с сенсорными недостатками

651

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Басилова Т.А. Проблемы нарушения поведения у детей с сенсорными недостатками // Коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Фрагмент статьи

Диагностика особенностей нарушения психического развития у ребенка предполагает определение сложности и тяжести первичного нарушения. Тяжесть нарушения складывается не только от выраженности и времени поражения нарушенных психических функций, но от определения уровня их поражения. И.А.Соколянский уже в 30-ые годы прошлого века отделял истинную слепоглухоту как поражение периферических отделов слухового и зрительного анализаторов от церебральной недостаточности у ребенка в результате глубокого поражения мозга и выраженной умственной отсталости с нарушением зрения и слуха коркового генеза. Ряд отечественных и зарубежных авторов в 60-ые годы ХХ столетия отмечали существование двух видов сенсорной недостаточности, принципиально по-разному относящихся к умственному развитию. Это собственно ограничение чувственного опыта ребенка из-за нарушений периферических отделов анализатора и поражения коры головного мозга в других случаях, также ведущие к сенсорной недостаточности. Выделялись периферическая и центральная сенсорная недостаточность[O’Connor N., 1966; М.С.Певзнер, 1966].

Литература

  1. Басилова Т.А.Проблемы психического здоровья лиц, потерявших слух и зрение в подростковом возрасте// Дефектология,2002,№4,с.23-28;
  2. Басилова Т.А.Глухие дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами. //Альманах ИКП РАО, 2005, №9 http://www.ise.edu.mhost.ru/almanah/9/p07.html [10.01.2006];
  3. Басилова Т.А.О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания..-М:. Рос.гос.б-ка для слепых,2009;
  4. Басилова Т.А.,Александрова Н.А.Как помочь малышу со сложным нарушением развития.М.,Просвещение,2008;
  5. Басилова Т.А., Моисеева И.В.,Саприна Е.А.,Хохлова А.Ю. Современный глухой ученик специальной школы и факторы, влияющие на его психическое здоровье// Психологическая наука и образование, 2010, №2.
  6. Матвеев В.М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха.- М.: “Медицина”,1987;
  7. Певзнер М.С.Психические особенности детей при осложненных формах слепоты. Психическое развитие в условиях сензорных дефектов. Материалы ХУШ Международного психологического конгресса. М..1966. С.236-239;
  8. Соколянский И.А. Некоторые особенности слепоглухонемых детей до поступления их в школу-клинику//Обучение и воспитание слепоглухонемых. - М., 1962. - с. 112 - 142. - (Изв. АПН РСФСР; Вып. 121).
  9. O’Connor N. Sensory defects & Mental development. Психическое развитие в условиях сензорных дефектов. Материалы ХУШ Международного психологического конгресса. М..1966.С. 30-43.

Информация об авторах

Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1228-1359, e-mail: bassilova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2573
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 651
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3