Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и направление оказания психологической помощи

Общая информация

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Безопасность как психолого-педагогический ресурс образовательной среды и направление оказания психологической помощи // Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ.

Фрагмент статьи

Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности.

<...>

Полный текст

Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности. Безопасность – состояние защищенности (человека и среды), а так же способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают, экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться – только в среде с определенными параметрами, один из самых существенных – безопасность.

Одной из базовых потребностей человека является потребность в безопасности, без, хотя бы частичного, удовлетворения которой не возможно нормальное функционирование человека. Данная потребность приобретает  ключевое значение, когда мы занимаемся вопросами психического развития ребенка. Здесь уже необходимо говорить о ее роли в определении перспектив позитивного становления человека, наличии или отсутствии травматической деформации структуры личности, а на определенных этапах онтогенеза (раннее детство) – об угрозе жизни или некомпенсируемых последствиях психическому здоровью.

Научная и практическая дискуссия вокруг понятия «безопасность» в последние годы усилилась, отражая повышенную для общества востребованность социальной, психологической и физической защищенности в условиях нестабильной ситуации, происходящих изменений в мире. Проблема безопасности России и ее граждан, их психического здоровья имеет важное значение для жизни страны. В Законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Сегодня есть основания говорить о серьезных сбоях в функционировании психической жизни человека, это находит отражение в таких фактах, как распространение социальных болезней – алкоголизме, наркомании, игромании, росте пограничных психологических состояний, депрессий, суицидов.

Проблема безопасности крайне актуальна и в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Именно насилие является основным источником психотравмы, фактором нарушения психического здоровья человека. При этом необходимо учитывать значимую роль психологических факторов, которые могут способствовать эскалации такой ситуации.

Поиск системы психологического противодействия этому, создание условий, которые снижают угрозы и минимизируют риски нарушения безопасности, является в современных условиях социальной потребностью большой государственной значимости.

Важным аспектом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.

Субъектами обеспечения психологической безопасности могут выступать:

  1. конкретный человек, личность;
  2. группы, оказывающие психологическую поддержку;
  3. общество, государство, через систему социальных институтов (отметим, что образовательное учреждение - важнейший социальный институт общества).

Некоторые из новых опасностей уже осознаются людьми (например, угроза межнациональных конфликтов, терроризма и т.п.). Некоторые же остаются вне поля нашего внимания, поскольку их эпицентры расположены в самых непривычных местах. Опасность можно охарактеризовать как наличие и действие сил, которые являются деструктивными и дестабилизирующими по отношению к какой-либо конкретной системе. При этом деструктивными и дестабилизирующими следует считать те силы, которые способны нанести ущерб данной системе, вывести ее из строя или полностью уничтожить.

Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования. А сегодня есть опасность, что те силы, которые призваны обеспечивать защищенность человека на разных этапах его жизни, не подготовлены в аспекте обеспечения психологической безопасности социальной среды и поддержания психологической безопасности человека, и в силу этого могут быть деструктивными (без профессионального осознания опасности).

Все вышеперечисленное имеет отношение к нарушению безопасности человека и диктует необходимость поиска эффективных путей обеспечения и поддержания сопротивляемости и устойчивости человека и общества негативным внутренним и внешним угрозам.

Значимость исследований по проблеме обеспечения безопасности обусловлена, прежде всего, постоянно возникающими противоречиями, развитие которых может привести любую систему в кризисное состояние, лишит ее устойчивости развития.

Мы предлагаем снижать уровень насилия через создание психологической безопасности образовательной среды, полагая, что эти возможности человек будет транслировать и в более широкий социально-культурный контекст. Было бы наивно стремиться к полному уничтожению насилия психологическими средствами. На современном этапе важно, чтобы его проявления оказались социально допустимыми и соразмерными тем обстоятельствам, в которых это насилие возникает, чтобы формы взаимодействия не посягали на свободу и права другого человека, поддерживали и укрепляли психическое здоровье участников образовательной среды.

Психологическая работа по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей, поддерживает психическое здоровье и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Отсюда трудно переоценить значение психологического просвещения населения и повышение психологической грамотности профессионалов, работающих с человеком, прежде всего, с ребенком в области психологических вопросов обеспечения безопасности.

Рассматривая проблему психолого-педагогического обеспечения образования в контексте создания психологически безопасных условий для развития, воспитания и обучения субъектов образовательной среды, следует отметить уже имеющиеся результаты и перспективные задачи.

Разработанная нами концепция психологической безопасности в образовании была внедрена в деятельность средних образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Москвы и доказала свою эффективность. Работа службы сопровождения с показателями психологической безопасности образовательной среды способствовала гармонизации показателей психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса – учеников, учителей, родителей, осознанию ценности безопасности в социальном взаимодействии. На базе образовательных учреждений нескольких административных округов г. Москвы под научно-методическим руководством МГППУ завершен второй этап опытно-экспериментальной работы по созданию системы экспертизы психологической безопасности образовательной среды, разработаны проекты, продолжающие исследования и внедрение результатов.

Главной задачей в обеспечении психологической безопасности образовательной среды, как условия поддержания и сохранения психического здоровья ее участников, является задача разработки и внедрения целостной системы исследовательских, образовательных и практических программ. Важнейшим аспектом здесь является внедрение программ обучения специалистов на всех этапах профессиональной подготовки и повышения квалификации; стандартизация и оценка действий специалистов различных служб и ведомств, работающих с психологическими проблемами безопасности; проведение исследований и разработка практических руководств для обеспечения этой работы.

Существует множество структур, обеспечивающих безопасность человека, диапазон их очень велик: от системы государственной безопасности до введения должностей заместителей директоров школ по безопасности в системе образования. Каждый из элементов данной системы остро нуждается в психологическом оснащении своей деятельности, понимании психологических характеристик безопасности и умении их использовать для повышения эффективности своей деятельности.

Надо обеспечивать безопасность жизни детей в образовании через создание психологически эффективной педагогической деятельности взрослых. То есть создание системы обеспечения психологической безопасности на базе образовательного учреждения определяется подготовкой кадров, работающих в образовании.

Психологическая работа по обеспечению безопасности в образовании способствует трансляции ценности безопасности в общественную жизнь, снижает уровень насилия во взаимодействии людей и является мощным профилактическим средством адекватного поведения и деятельности людей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Назрела необходимость обеспечения психологических аспектов комплексной безопасности. Комплексность – это правовые, организационные, координационные и другие аспекты, как в категории анализа, так и в категории деятельности специалистов. Важным аспектом при соотнесении и выборе сил и средств обеспечения безопасности в образовании является возрастание роли психологических факторов, являющихся системообразующими в комплексном соединении с юридическими, организационными, социальными, медицинскими аспектами.

У специалистов, работающих в направлении снижения опасностей техногенных и экологических катастроф, есть данные, что в 15 раз дешевле предупредить катастрофу, чем работать с последствиями. Это сопоставимо и с психологической работой. Важнейшей психологической задачей является перестройка сознания – от ликвидации последствий катастроф, аварий – к их профилактике и оценке риска. Современная последовательность работы с рисками и угрозами такова: предупреждение – выявление – ликвидация последствий. Это относится к системе предупреждения техногенных и природных катастроф и это абсолютно приемлемо и к созданию и поддержанию психологической безопасности в любой социальной и организационной структуре, любой социокультурной среде.

Система образования, накопившая большой опыт теоретических разработок и практических технологий по проблеме психологической безопасности образовательной среды и психологии кризисных экстремальных ситуаций в образовательной практике, может выступить основой для создания системы психологической безопасности населения, мониторинга и экспертизы состояния психологической безопасности социальной среды, профилактической основой психического здоровья детей и молодежи.

Безопасность, с одной стороны, является психолого-педагогическим ресурсом, обеспечивающим качество образовательной среды, но не менее значимой является роль системы образования как психолого-педагогического ресурса обеспечения безопасности в обществе в целом, так как через систему образования проходит фактически все население страны.

Для интеграции научных исследований и образовательной практики в МГППУ был создан Институт экстремальной психологии (ИЭП), который развивает исследования по теоретическим и методологическим аспектам психологии безопасности и реализовывает их результаты в профессиональную подготовку студентов и магистрантов, а также осуществляет научно-методическую координацию деятельности службы практической психологии образования Москвы. Силами научных сотрудников ИЭП МГППУ на базе Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения создана программа магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании», прием на которую объявлен в 2011 году, что отражает реальную интеграцию науки, образования и практики.

В сборник включены статьи сотрудников Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Уникальность данной структуры заключается в том, что в задачи профессиональной деятельности сотрудников Центра входит как решение теоретических проблем и внедрение этих результатов в практику, так и непосредственное оказание психологической помощи субъектам образования, научно-методическое руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях г. Москвы по вопросам психологической безопасности образовательной среды, участие в профессиональной подготовке и переподготовке психолого-педагогических кадров (более подробно о деятельности Центра см. в статье директора ЦЭПП О.В. Вихристюк, помещенной в данном сборнике).

Характер профессиональных задач, решаемых сотрудниками Центра, нашел отражение и в представленных статьях, в которых излагаются как теоретические основания, так и практические результаты и технологии работы по оказанию экстренной психологической помощи субъектам образования, ведению исследовательской и практической работы по обеспечению психологических аспектов безопасности в образовании.

Содержание статей представляет интерес для специалистов, занимающихся научной и практической деятельностью по проблемам оказания экстренной психологической помощи, обеспечения психологической составляющей безопасности образовательного учреждения, студентам, магистрантам и аспирантам психолого-педагогического направления.

Баева И.А.
доктор психологический наук, профессор, член-корр. РАО,
заместитель директора – научный руководитель
Института экстремальной психологии МГППУ

Метрики

Просмотров

Всего: 5061
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10