Особенности понимания визуальных знаков детьми с синдромом детского аутизма

121

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, зрительное восприятие, зрительное опознание, визуальные опоры, визуальные подсказки, дети с РАС

Рубрика издания: Научные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Козорез А.И. Особенности понимания визуальных знаков детьми с синдромом детского аутизма // Детский аутизм: исследования и практика. С. 196–206.

Фрагмент статьи

Одним из основных нарушений в развитии детей с синдромом детского аутизма является нарушение коммуникации. Значительная часть процесса коммуникации осуществляется опосредованно, с использованием разнообразных знаков. С точки зрения семиотики, знаком может быть что угодно, что символизирует или означает нечто другое. К.С. Пирс различает три типа знаков: изображения, указатели и символы (таб. 1). Изображение – это знак, точно изображающий объект, или же имеющий близкое сходство с ним. Указатели – это знаки,  логически связанные с объектом, на который они указывают. Символ – знак, имеющий условную связь  с означаемым объектом. Знаки используются в различных видах коммуникации, в том числе в медиаинформации. Среди выделенных форм знаков наиболее простыми для восприятия являются изображения, именно поэтому  они часто используются  в качестве обозначений в общественных местах (например, на вокзалах, в аэропортах, парках и т.д). Эти изображения понятны для человека, на каком бы языке он не разговаривал (Бергер, 2005).

Полный текст

Одним из основных нарушений в развитии детей с синдромом детского аутизма является нарушение коммуникации. Значительная часть процесса коммуникации осуществляется опосредованно, с использованием разнообразных знаков. С точки зрения семиотики, знаком может быть что угодно, что символизирует или означает нечто другое. К.С. Пирс различает три типа знаков: изображения, указатели и символы (таб. 1). Изображение – это знак, точно изображающий объект, или же имеющий близкое сходство с ним. Указатели – это знаки,  логически связанные с объектом, на который они указывают. Символ – знак, имеющий условную связь  с означаемым объектом. Знаки используются в различных видах коммуникации, в том числе в медиаинформации. Среди выделенных форм знаков наиболее простыми для восприятия являются изображения, именно поэтому  они часто используются  в качестве обозначений в общественных местах (например, на вокзалах, в аэропортах, парках и т.д). Эти изображения понятны для человека, на каком бы языке он не разговаривал (Бергер, 2005).

 

Таблица 1.Три типа знаков (К.С. Пирс)

 

 

Изображение

Указатель

Символ

Отображает

Сходство

Ситуативную связь

Условное значение

Примеры

Фотографии

Дым и огонь

Крест или флаг

Действие

Можно легко узнать

Можно логически определить

Необходимо постичь

 

 

 

 

 

Успешность распознавания визуальных знаков детьми с аутистическими расстройствами изучалась с помощью специального методики. Детям предъявлялась следующая инструкция: "Представь, что мы сели с тобой на поезд и поехали в другую страну, например, во Францию. Вышли мы из поезда на вокзал и не можем понять где, что находится, потому что все надписи вокруг на французском языке. Но кроме надписей на каждой двери есть небольшая картинка, по которой можно понять, что там находится. Я покажу тебе картинки, а ты попробуй угадать, что находится за этой дверью".

Стимульным материалом служили 9 карточек с символическими изображениями (таб. 2). Как положительный ответ (узнавание, точное восприятие) принимались описания действий или названия символического изображения.

 

Таблица 2. Стимульный материал

 

      Вход

  Мужской  туалет

     Кафе

      Выход

   Женский  туалет

     Ресторан

      Парикмахерская

  Камера  хранения

     Зал ожидания

 

Обследованы  2 группы детей - экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 14 детей с заболеваниями аутистического спектра (ДА) в возрасте от 7 до 10 лет. Дети обучались в начальной школе для детей с ДА при ЦПМСС детей и подростков по программам общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Контрольная группа (КГ) состояла из 10 детей в возрасте от 7 до 9 лет, соматически ослабленных, обучавшихся в ЦО "Технологии обучения" по программе общеобразовательной школы.

По ЭГ получены следующие результаты (диагр. 1). Выявлен определенный порядок расположения стимульных объектов по легкости узнавания (суммарный процент узнавания по группе): парикмахерская – 86%, ресторан (столовая) – 78%, кафе – 78%, камера хранения – 50%, женский и мужской туалет - 43% детей, зал ожидания – 29%,  выход – 29%, вход – 21%.

 

Диаграмма 1. Суммарный процент узнавания по группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В  исследовании принимались и вербальные обозначения (названия), и описания соответствующих действий (диагр. 2). Дети, называвшие изображения, и только описывавшие соответствующие действия, количественно представлены одинаково. Около 30 % детей ЭГ описывали изображение на карточке без выделения значения.

 

 

Диаграмма 2. Категории ответов

11%

Отсутствие ответа

33%

Название помещения

 

 

 


26%

Описание действий, производимых в данном помещении

30%

Описание картинки

 

Следует отметить наличие особых ответов (интерпретаций стимульных изображений) в ЭГ. Часть ответов носила личностно-ориентированный характер. Так, на карточке «парикмахерская» изображены ножницы и расческа. При вопросе, что может находиться за этой дверью, мальчик 7 лет сказал, что там волшебный замок, и дал свое объяснение -  нарисованы ножницы, а они недавно с бабушкой вырезали ножницами из бумаги волшебный замок. На карточке «ресторан» изображены скрещенные нож и вилка, один испытуемый назвал помещение с таким символом «опасность»,т.к. вспомнил перцептивно близкий символ на электрической будке. Встречались ответы, в которых дети придавали символам свои значения, выделяя отдельные признаки изображения. Примеры таких ответов:  стимул «ресторан» – «место, где делают плюсики»; камера хранения – «медпункт», «квадратик», «окошко»; туалет – «красный светофор»; зал ожидания – «метро», «машинист», «гостиная».

В КГ получена иная картина. Все дети правильно определили значение символов, обозначая названия соответствующих помещений и одновременно описывая действия, которые там совершаются. Только двое детей из КГ не смогли определить значение карточек «мужской» и «женский туалет», при их раздельной демонстрации, однако при одновременном предъявлении карточек,  дети дали правильные ответы.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии трудностей распознавания и  своеобразия понимания значения знаков у детей с аутизмом. При восприятии знаков детьми аутистами изображения  не всегда наделяются смысловой нагрузкой, а если таковая имеется, то она может сильно отличаться от общепринятой (дети с нормой развития).

Специалисты, работающие с детьми с синдромом детского аутизма, и родители отмечают достаточно высокий интерес детей к различным средствам массовой коммуникации (СМК), которые изначально насыщены визуальными знаками.

СМК является разновидностью человеческого общения, которое играет в развитии личности существенную роль. Одним из наиболее популярных видов СМК является телевидение. В телевидении, как и в любом виде опосредованного общения, можно выделить следующие компоненты:

-       коммуникатор – тот, кто говорит, сообщает информацию;

-       аудитория – те, кому сообщают информацию;

-       сообщение – сама информация.

Важным отличием общения в условиях массовой коммуникации от межличностного является то, что оно обязательно носит организованный характер (отсутствует прямой контакт) (Матвеева, 2000). Можно сделать предположение, что во многом  в связи с этой особенностью СМК являются настолько привлекательными для детей с синдромом детского аутизма.

По мнению Лемиш (2007) дети с интеллектуальными, эмоциональными и психическими ограничениями более подвержены влиянию телевидения, чем их здоровые сверстники. По сравнению с другими детьми они обычно больше смотрят телевизор, предпочитают более жесткие передачи, и им импонируют более агрессивные персонажи, они в большей степени подвержены чувству единения с этими персонажами, охотнее всего обращают внимание на самые яркие эпизоды, имеют трудности в понимании телевизионной информации и считают содержание телепрограмм жизненной реальностью. Но она отмечает, что эти сведения неполные, так как исследований данной группы зрителей крайне мало.

Костин (2000) отмечает, что в условиях дефицита реального общения, трудностей произвольной деятельности и т.п. телевизор становится для детей с синдромом детского аутизма одним из основных средств структурирования времени, а для некоторых – еще и одним из немногочисленных способов установления контакта. В описываемом им «клубе друзей» дети любили обсуждать свои телевизионные впечатления и интересовались телевизионными пристрастиями других. Кроме того, формой клубной работы на первых порах была избрана общая интеллектуальная игра с использованием эстетики и атрибутов популярных телевизионных игровых шоу.

Вейс (1992) указывает на кукольный театр, как на одну из возможностей возможность вывести ребенка с синдромом детского аутизма из состояния изоляции. Благодаря ему, ребенок оказывается вовлеченным в драматизм человеческих отношений и может испытывать удовольствие от происходящего, не участвуя в нем. Телевидение также может предоставить ребенку-аутисту такую возможность.

Существует мнение, что герой мультфильма «Том-паровозик» вызывает у детей с синдромом детского аутизма яркий эмоциональный отклик. Лицо Тома демонстрирует разные эмоции так выразительно, что дети могут их воспринимать. По наблюдениям родителей этот мультфильм побуждает детей к коммуникации, они учатся адекватно выражать собственные эмоциональные переживания. Многие родители назвали главного героя мультфильма другом своего аутичного ребенка.

При сопоставлении наблюдаемого интереса детей с синдромом детского аутизма к СМК и учитывая выявленные особенности понимания ими визуальных знаков, встает вопрос об особенностях медиавосприятия детей-аутистов.

Для выявления особенностей медиавосприятия детям демонстрировалось последовательно 10 телевизионных роликов, пять из которых являлись адаптированными для детской аудитории (сюжеты из тележурнала «Ералаш), а остальные – неадаптированными (рекламные ролики). При отборе рекламных роликов учитывались следующие критерии: отсутствие сцен насилия, сцен эротического содержания, неяркая выраженность рекламируемого продукта в видеоряде. При редактировании из рекламных роликов были удалены изображения рекламируемого товара и рекламный слоган. Продолжительность каждого из роликов не превышала 3-х минут.

В основе сюжетов поступки главных героев и причины этих поступков. Понимание причин поступков других людей является частью «Модели психического» (theory of mind).

Под «моделью психического» (МП) понимается комплекс процессов, посредством которых каждый человек, наблюдая за поведением других людей, понимает, что у них есть желания и представления об окружающей действительности, которые и определяют их поведение. Ребенок в норме развития уже в 4 года  приобретает умение осмысливать поведение другого человека, делая вывод о скрытых мыслях, и понимает, что люди могут иметь убеждения, отличные от его собственных, и что эти убеждения могут быть неверными (Аппе, 2006).

По мнению Frith формирование у ребенка МП происходит при координации двух типов представлений: представлений первого и второго порядка. Представления первого порядка – это представления о физическом мире, второго – о ментальном мире. Объяснение аутизма с позиции МП предполагает, что у детей с синдромом детского аутизма утрачивается способность представлять себе внутренние переживания, и, таким образом, у них ослаблены определенные способности к социальному взаимодействию, коммуникации и воображению (Аппе, 2006; Лебедева, 2006 ).

Некоторые исследователи, в том числе Д. Узель (2006), считают, что несформированность МП у детей с заболеваниями аутистического спектра является определенным защитным механизмом. Общение с другим человеком для ребенка может быть пугающем и непредсказуемым. Учитывая это, было также сделано предположение, что при опосредованном общении, которое предоставляют СМК, ребенок с синдромом детского аутизма будет демонстрировать лучшее понимание ментальных состояний других людей, в том числе и причин их поступков, чем при межличностном общении.

Ролики демонстрировались в случайном порядке. После просмотра каждого ролика детям предлагалось рассказать, про что он был. Ответ считался положительным, если ребенок мог объяснить причины поступков героев (таб. 3).

Таблица 3. Описание роликов

Сюжет

Положительный ответ

(примерный)

А. Ролики, неадаптированные для детской аудитории

1

Два мальчика играют в снежки. Один начинает убегать от другого. На его пути на веревке сушится белье белого цвета, которое сливается со снежным пейзажем и оно, на первый взгляд, незаметно. Мальчик не замечает белье, сталкивается с ним и падает в сугроб.

Мальчик упал, потому что не увидел белье висевшее на веревке, так как оно было белое.

2

На автобусной остановке стоит женщина. Рядом с ней находится контейнер с мусором. По улице идет слепой мужчина и несет в руках пакет с мусором. Он нюхает воздух и ставит мусорный пакет рядом с женщиной.

Дядя перепутал (ошибся), потому что он не видит.

3

Мальчик выходит в сад, копает в клумбе ямку и кладет туда игрушечную машинку. Он засыпает машинку землей и поливает. После чего мальчик смотрит на гараж, где стоит настоящая машина и улыбается.

Мальчик посадил машинку и хочет, чтобы она выросла большая (стала настоящая).

4

Группа туристов на сафари в Африке. Они сидят в машине и фотографируют львов, которые гуляют вдалеке. Мужчина фотографирует льва с большим приближением. Вдруг лев начинает бежать в его сторону, мужчина пугается и кричит. Потом он смотрит на льва уже не через фотоаппарат и понимает, что лев находится от него очень далеко.

Дядя испугался, потому что подумал, что лев близко. Он ошибся, потому что смотрел на льва через фотоаппарат.

5

Мальчик забегает на предпоследний этаж высотного дома и забрасывает свой мяч с балкона на верхний этаж. После этого он спускается вниз, звонит по домофону хозяину этой квартиры и говорит, что случайно забросил мяч к нему на балкон и просит сбросить его обратно. Мужчина выполняет его просьбу, но при этом выражает крайнее удивление, как у мальчика получилось забросить мяч с улицы на самый верхний этаж.

Дядя не видел, как мальчик бросал мяч с соседнего балкона, и решил, что он это сделал с улицы, поэтому сильно удивился. Мальчик специально обманул дядю (пошутил).

В. Ролики, адаптированные для детской аудитории

6

В трамвае едут двое мальчиков. Заходит контролер и начинает проверять билеты. Один из мальчиков выбегает и трамвая. Контролер бежит за ним и останавливает его. Мальчик показывает контролеру билет. На вопрос, почему он тогда убегал, мальчик отвечает, что у его друга нет билета. Пока они разговаривают двери трамвая закрываются и безбилетный мальчик уезжает.

Дядя побежал за мальчиком, потому что думал, что у мальчика нет билета. Он не знал, что у мальчика есть билет. Мальчик убегал, чтобы помочь другу.

7

Мальчик находит бутылку с джином. Он просит джина сделать его таким, чтобы «все боялись», показывая жестами, что хочет быть сильным. Джин делает его страшным, похожим на маленького старичка.

Мальчик хотел быть сильным, но джин не правильно его понял (ошибся) и сделал его страшным.

8

Мальчик на перемене в школе баловался и упал. Он немного потянул ногу и врач сказала, что ему надо несколько часов полежать у нее в кабинете, чтобы спала опухоль. Он просит своих друзей предупредить бабушку, что он задержится. Друзья со всех ног бегут к бабушке и громко кричат, что ее внук «покалечился». Бабушка пугается и падает в обморок.

Бабушка сильно испугалась, потому что решила, что с ее внуком произошло что-то очень плохое (попал в больницу, умер). На самом деле с мальчиком все хорошо, у него только немного распухла нога. Бабушка ошиблась, потому что друзья мальчика не смогли ей правильно объяснить, что произошло.

9

Мальчик стоит возле двери и пытается дотянуться до дверного звонка. Проходящий мимо мужчина предлагает помочь. Мужчина звонит, после чего мальчик говорит, что теперь нужно быстро убегать.

Дядя думал, что мальчику надо попасть в эту квартиру. На самом деле мальчик баловался (поэтому сказал дяде, что надо убегать).

10

Мальчик идет по школе. Вдруг он видит как старшеклассник смотрит в дверную скважину и смеется. Он просит тоже посмотреть и тот уступает. Мальчик смотрит в скважину, вдруг дверь резко открывается и мальчик падает. За дверью находится другой школьник, которые говорит, что «подсматривать нехорошо». Он и старшеклассник смеются над упавшим мальчиком.

Мальчик думал, что за дверью что-то смешное, потому что другой мальчик смотрел в дверную скважину и смеялся. Там на самом деле был другой мальчик, который специально открыл дверь. Они специально обманули этого мальчика (пошутили).

 

В исследовании принимали участие дети с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста (6-8 лет), чья интеллектуальная деятельность соответствовала уровню не ниже среднего, посещающие коррекционное и школьное отделения ЦПМССДиП. Уровень развития интеллектуальной деятельности оценивался с помощью Эдинбургского рисуночного теста.

Дети проявили большой интерес к экспериментальному материалу: отмечалось повышенное внимание к отдельным частям роликов, дети просили их повторять по несколько раз. Некоторые дети могли процитировать фразы героев через несколько недель после предъявления роликов.

Большинство детей правильно идентифицировали эмоциональное состояние героев, смогли дать оценку их поступкам («так делать нельзя», «это плохо»), спрогнозировать последствия этих поступков («машина будет грязная», «мама будет ругать»). Детьми было продемонстрировано понимание юмора, заложенного в сюжетах. Они смеялись, говорили, что «так не бывает», «это смешно».

Несколько детей идентифицировали себя с главными героями, давая им свои имена.

Но положительные ответы по пониманию сюжетов смогли дать только 40% опрошенных детей. Остальные смогли только пересказать сюжеты роликов, ответить на вопросы по сюжетам. При этом, при разборе сюжетов, дети в основном опирались на свой опыт. Причины поступков героев они могли объяснять теми событиями, которые недавно произошли в их личной жизни.

Было выявлено несколько особенностей восприятия телевизионных роликов:

·       наибольшие затруднения у детей с расстройствами аутистического спектра были выявлены при понимании сюжетов Ералаша, в сравнении с рекламными роликами;

·       понимание коротких роликов является для детей более затруднительным, чем длинных;

·       детям свойственно концентрировать свое внимание на каком-то определенном компоненте сюжета, который чаще всего является личностно значимым для ребенка, и объяснять весь сюжет, основываясь на этом компоненте;

·       при пересказе сюжетов дети часто добавляют в свое описание моменты, которых в сюжете не было.

Необходима дальнейшая работа по исследованию особенностей медиавосприятия детей с расстройствами аутистического спектра в сравнении с детьми с нормой развития.

Литература

  1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. – М.: Теревинф, 2006.
  2. Бергер А. Видеть – значить верить. Введение в зрительную коммуникацию. 2-е издание / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
  3. Вейс Т.Й. Опыт работы в Кэмпхилл-общинах. – М., 1992.
  4. 4. Костин И.А. Клубная форма работы с подростками и взрослыми с последствиями синдрома РДА // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 2000. – Вып.3.
  5. Лебедева Е.И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: Автореферат дисс. … канд. психол. наук. – М., 2006.
  6. Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. – М.: Поколение, 2007.
  7. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: Психология, 2000.
  8. «Том-паровозик» излечивает детский аутизм // Аутизм и нарушения развития. – 2003 - № 1.
  9. Узель Д. Работа с родителями аутичных детей // Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками / Под ред. Дж. Циантиса и др. Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 196 с.
  10. Феррари П. Детский аутизм. Пер. с фр. О.А. Власовой – М.: РОО «Образование и здоровье», 2006.
  11. Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. Mechanical, behavioral and intentional understanding of picture stories in autistic children. The British Journal of Developmental Psychology. Vol.4, № 2, 1986. P. 113-126.
  12. Baron-Cohen S. Without a theory of mind one cannot participate in a conversation. Cognition. Vol. 29, № 1, 1988. P. 83-85
  13. McAfee J.L. Navigating the Social World. 2002.
  14. Frith U. Autism: explaining the enigma. Blackwell. 1989.

Информация об авторах

Козорез Анастасия Ивановна, старший методист, руководитель Лаборатории технологий сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, ГБУ ГППЦ ДОгМ, Москва, Россия, e-mail: kozoreza@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2902
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 121
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1