Семейная идентичность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

210

Аннотация

Цель: изучение возможностей и условий для сохранения и укрепления семейной идентичности детей, проживающих в детских домах и интернатах с помощью программы «Семейная книга». Основная гипотеза: показатели, указывающие на сформированность семейной идентичности, связаны с чувством психологической защищѐнности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе работы основная гипотеза будет разбита на частные. Гипотеза 1: чувство психологической защищѐнности наиболее развито у подростков, имеющих чѐткое представление о семейных ценностях, осознающих свою принадлежность к семейной группе. Гипотеза 2: программа «Семейная книга» позволяет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, восстановить свою связь с прошлым и осознать свою принадлежность к семейной группе.

Общая информация

Рубрика издания: Научные исследования в области психической депривации и привязанности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Савкова Е.А. Семейная идентичность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.

Полный текст

Цель: изучение возможностей и условий для сохранения и укрепления семейной идентичности детей, проживающих в детских домах и интернатах с помощью программы «Семейная книга».

Основная гипотеза: показатели, указывающие на сформированность семейной идентичности, связаны с чувством психологической защищѐнности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе работы основная гипотеза будет разбита на частные.

Гипотеза 1: чувство психологической защищѐнности наиболее развито у подростков, имеющих чѐткое представление о семейных ценностях, осознающих свою принадлежность к семейной группе.

Гипотеза 2: программа «Семейная книга» позволяет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, восстановить свою связь с прошлым и осознать свою принадлежность к семейной группе.

Научная новизна. В результате проведѐнной работы будут получены новые данные об особенностях семейной идентичности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и еѐ связи с чувством психологической защищѐнности. Также будут выявлены возможности программы «Семейная книга» при работе с данной группой детей.

Семейная идентичность – это ощущение принадлежности к семейной группе. Семейная идентичность формируется у детей на протяжении их нахождения в семье. Перенимаются стили родительского воспитания, образцы поведения и реагирования на разные жизненные ситуации, формируется представление о семейных ролях.

Важными компонентами, составляющими формирование семейной идентичности, являются материальные доказательства семейной жизни: альбомы с фотографиями, детские рисунки, игрушки, какие-либо вещи, передающиеся по наследству. Часто взаимодействие с этими объектами сопровождается рассказом родителей историй из раннего детства ребѐнка, общими воспоминаниями, что благотворно влияет на формирование чувства принадлежности к семье.

Ребѐнок, воспитывающийся в семье, в той или иной степени знает историю своего рода, имеет информацию о ближайших родственниках и в большинстве случаев поддерживает с ними связь.

Уровень сформированности семейной идентичности влияет на то, как человек в дальнейшем будет строить отношения с людьми и создавать собственную семью. В раннем возрасте закладываются основы для формирования привязанности, влияющие на все виды идентичности человека и его взаимодействие с окружающим миром. По мнению И.С. Кона: «…только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни» [3].

Н.Аккерман даѐт следующее определение семейной идентичности: «Семейная идентичность — это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное «мы» данной семьи» [9]. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует это «когнитивное мы». У них нет «шаблона», на который они могли бы ориентироваться, с помощью которого формируются нормы и ценности.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование семейной идентичности идѐт по искажѐнному пути. Зачастую это происходит по причине переживания того или иного вида насилия и материнской депривации. Кроме того, при попадании в детский дом в раннем возрасте у ребѐнка часто вытесняются негативные воспоминания, связанные с неблагополучным опытом жизни в семье – это своего рода защитная реакция. Таким образом, образ семьи либо отсутствует, либо является 16 неполным. В таких случаях необходимо проводить комплексную психологическую работу по созданию адекватного образа семьи у ребѐнка.

Для 56% детей, воспитывающихся в детских домах, семья является основной жизненной ценностью [10]. Тем не менее, представление о своей кровной семье имеет либо негативный оттенок, либо оно идеализировано. Это может быть объяснено нарушением эмоциональных связей, вызванном неблагоприятным стилем воспитания и нарушением привязанности. В то же время ребѐнок идентифицируется с семьѐй, перенимает стили поведения в семье, нормы, порядки и обычаи, в связи с чем зачастую происходит воспроизведение социального сиротства в следующем поколении. Можно выделить 2 больших группы детей по их отношению к своим родителям. Дети первой группы относятся к своим родителям негативно и больше всего не хотят быть похожими на них, стремятся к тому, чтобы не иметь с ними ничего общего и ни в коем случае не повторить их неблагоприятный опыт. Дети второй группы, напротив, очень любят и жалеют своих родителей, зачастую «меняются с ними ролями», считая что обязаны сделать всѐ, для того чтобы вернуть маму и папу на правильный путь (например, вылечить от алкоголизма, устроить на работу и проч.). Такие дети ищут встречи с родителями при любой возможности и часто самовольно покидают сиротские учреждения [2, 7].

Большой процент детей, проживающих в детских учреждениях, составляют сиблинги. Зачастую в детские учреждения попадают целые части многодетной семьи. Сохранение семейных связей между ними может явиться важным фактором в снижении риска воспроизводства социального сиротства в следующих поколениях. У сиблингов, в отличие от других детей-сирот, не имеющих братьев и сестѐр, есть стабильные и непрерывные связи между собой (в том случае, если они попадают в одно учреждение). Это позволяет сформировать привязанность и сохранить более адекватный образ семьи. Вклад сиблинговых отношений в развитие личности показан в психоаналитически ориентированных исследованиях и в системном подходе к работе с семьей (А.Адлер, М.Боуэн, С.Минухин, В.Тоумен).

Многие исследователи считают, что за формирование образа Я у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечают несколько иные механизмы, чем у детей, воспитывающихся в семье. Это связано с постоянной необходимостью приспосабливаться к условиям среды, в которых они развиваются. «Приспособленчество» является основной характеристикой данной группы детей [5, 6].

Жизнь в семье закладывает прочный фундамент для формирования ценностей, жизненных ориентиров, системы различных правил и установок. Всѐ это недоступно ребѐнку, воспитывающемуся в сиротском учреждении, поскольку условия учреждения зачастую не позволяют осуществлять индивидуальный подход к ребѐнку (в основном ведѐтся групповая работа), позволять ему принимать обоснованные и самостоятельные решения. В детском доме существует определѐнный и достаточно жѐсткий режим, несоблюдение которого ведѐт к разного рода санкциям, что, в свою очередь, негативно влияет на формирование самостоятельности и, как следствие, здоровой идентичности.

Литература

  1. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.,1996.
  2. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально- эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2000.
  3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 2003.
  4. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. М., 1992. С. 113-122.
  5. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М., 1990.
  6. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного тина для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга шкального психолога. М., 1995.
  7. Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.
  8. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.
  9. Филиппова Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России // Трансформация идентификационных структур в современной России. - М., 2001.
  10. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб., 2005.
  11. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Информация об авторах

Савкова Елена Антоновна, Аспирантка Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: hey_mama@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5501
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 210
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2