От редактора

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Семья, Г.В. (2025). От редактора. Социальные науки и детство, 6(1), 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/ssc/archive/2025_n1/from_editor (дата обращения: 23.05.2025)

Полный текст

Представляем вам первый номер журнала «Социальные науки и детство» в 2025 году, в который вошли 5 статей, анализирующих широкий спектр проблем из разных областей социальных наук, но практически объединенных сочетанием — современные вызовы.

Ключевые вызовы содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года, утвержденном Правительством Российской Федерации, и недавно принятом распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 марта 2025 г. № 615-р «Об утверждении Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года».

В разделе «Педагогика и психология образования» представлена статья, в которой рассматривается система критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом современных вызовов (последствия локдауна, трансформация социокультурных ценностей, СВО, изменение на рынке труда и пр.). Если для образовательных организаций уже существует множество рекомендаций по проведению и оценке воспитательной работы, то для этого типа организаций единая система показателей с учетом специфики постоянного проживания детей в условиях институционализации, возможности отслеживания результатов воспитания вплоть до 23 лет выпускников практически отсутствует. В каждом регионе сложилась своя система показателей, что существенно затрудняет сравнительный анализ результативности работы организаций для детей-сирот и возможность принятия управленческих решений как на региональном, так и федеральном уровнях. Авторы предлагают методику оценки, включающую три ключевых аспекта: качество процесса, качество условий и качество результатов воспитательного воздействия, что позволит комплексно оценивать эффективность воспитательной работы, выявлять сильные и слабые стороны процесса, отслеживать достижения воспитанников. Статья содержит полное описание критериев, показателей и инструментария оценки, а также специфику этой работы для детей с ментальными нарушениями.

Раздел «Возрастная психология» включает в себя статью, исследующую связь функционального состояния замещающей семьи и социального благополучия приемного подростка. В исследовании приняли участие замещающие семьи, состоящие на учете в органах опеки и попечительства в Чувашской Республике. Для решения исследовательского вопроса была использована батарея методик, в которую была включена «Технологическая карта оценки функционального состояния замещающей семьи», а также четыре методики, позволяющие охарактеризовать различные аспекты социального благополучия приемных подростков. Авторы подробно рассматривают факторы, влияющие на успешную адаптацию подростка в новой семье. Эмпирическим путем подтверждено существование связи между функциональным состоянием замещающей семьи и социальным благополучием приемного подростка с учетом его пола. Результаты подчеркивают значимость поддержания гармоничного функционирования замещающих семей для обеспечения социального благополучия их воспитанников. И конечно, данное исследование отвечает современному вызову — «Обеспечение приоритета семейного воспитания детей и сохранения кровнородственных отношений».

В разделе «Безопасность и право» опубликована статья, посвященная реализации права ребенка на выражение мнения в спорах об ограничении и лишении родительских прав его родителей, отмене ограничения и восстановлении родительских прав. Автором показано, что выявление мнения ребенка в спорах о его воспитании в случаях временной или постоянной утраты попечения родителей нуждается в применении независимого экспертного подхода, опирающегося на эффективные механизмы процессуальной и материально-правовой защиты прав ребенка, включая специальные процедуры, представительство ребенка в судебных и внесудебных органах.

Процедуры выявления мнения и получения согласия ребенка требуют разработки методики работы с детско-родительскими отношениями и применения восстановительных технологий, направленных на сохранение кровной семьи для ребенка, а не формального получения согласия или несогласия в отношении детско-родительского статуса.

По итогам исследования автор предлагает привести в соответствие друг другу нормы материального семейного законодательства и гражданского процессуального законодательства в вопросах получения согласия ребенка и выражения им мнения по вопросам, связанным с судебным отобранием из семьи и возвращением ребенка кровным родителям. Еще один вывод из анализа, интересный для специалистов-практиков, – мнению (голосу) несовершеннолетнего придается юридическое значение, степень которого в определенных отношениях, затрагивающих права ребенка, может различаться в зависимости от зрелости и возраста несовершеннолетнего.

Раздел «Научная жизнь» представлен двумя статьями. Первая посвящена памяти Валерии Сергеевны Мухиной, выдающегося ученого в области психологии развития. В статье подчеркивается ее вклад в науку, умение предвидеть актуальность исследований в различных областях и, главное, организовать их проведение и разработку методических рекомендаций, которые всегда оказывались высоко востребованными в нужное время. Она была первой в продвижении идеи введения должности психолога в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, когда в них проживало до 200 тысяч детей; разработке психологического инструментария для оказания экстренной помощи детям и взрослым, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природных и техногенных катастроф (чемоданчик ПЭПО); создании модели кабинета психологической помощи детям и подросткам; разработке инструментария оценки межэтнического напряжения в подростковой и молодежной среде и пр. И, конечно, ее знаменитая теория структурных звеньев самосознания, которую многие знают по схеме: «Я — Петя, Я — хороший, Я — мальчик, Я был, есть и буду, Я — в социальном пространстве прав и обязанностей», которая помогает практикам оказывать помощь детям при проблемах формирования личности. Статья была написана к ее юбилею и первоначально опубликована в журнале «Развитие личности», тоже созданном ею. Редакция журнала дала любезное согласие на повторную публикацию.

Вторая статья представляет обзор Стратегической сессии, проведенной в рамках XIII Всероссийского съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2025, более 250 участников), где ключевыми темами стали анализ современных вызовов, содержащихся в государственных стратегических документах, связанных с ними проблем в сфере защиты прав и законных интересов детей, разработка вариантов ответов на эти вызовы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В результате были рассмотрены основные вопросы, связанные с будущей организацией и функционированием системы защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую сегодня входят 911 организаций для детей-сирот (29,5 тыс. человек) и 2316 органов опеки и попечительства с общей численностью специалистов 11738 человек. Еще на воспитании в семьях находятся 307,2 тыс. человек.

В ходе проведения стратегической сессии было сформировано профессиональное согласованное идеальное видение в среднесрочной и долгосрочной (2036 год) перспективах: организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (назначение, структура, категории детей и семей, виды деятельности и пр.); органов опеки и попечительства (полномочия, организационная структура и содержание работы, передача части полномочий, кадровая политика, профессиональное развитие и пр., взаимодействие с организациями для детей-сирот). Проведенный авторами опрос участников съезда показал высокую готовность специалистов органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот к изменениям в своей сфере. Разработанные участниками предложения войдут в Концепцию совершенствования деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

Диапазон тем, затрагиваемых авторами этого номера, широк. Мы надеемся, что каждый из наших читателей найдет для себя в этом выпуске что-то новое и полезное.

 

Главный редактор журнала
Семья Галина Владимировна,

доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ, член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, член Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 12
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 12

 Скачиваний PDF

За все время: 5
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5

 Всего

За все время: 17
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 17