Исследование мотивации приема ребенка у кандидатов в замещающие родители*

155

Аннотация

На современном этапе в России активно проводится социальная политика, одним из направлений которой является передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи лиц, желающих взять ребенка на воспитание. На данный момент обучение по программе подготовки в «Школе приемных родителей» является обязательным для всех лиц, желающих принять на воспитание ребенка, в соответствие с Федеральным законом от 30.11.2011 № 351-ФЗ. Основанием для этого послужило осознание необходимости обучения и высокий уровень возвратов детей, принятых в семьи на воспитание. Вторичное сиротство имеет различные причины. Одной из основных является неподготовленность будущих родителей к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей. Недостаточное понимание сложившейся ситуации и недостаток знаний ведет к комплексу психологических проблем и зачастую заканчивается разрушением семьи и возврату ребенка в учреждение. Неподготовленность будущей замещающей семьи к приему ребенка также зачастую связана с неадекватной или неосознаваемой мотивацией. Психологическая работа с мотивационной сферой кандидатов в замещающие родители является ключевой мишенью на этапе подготовки семьи к приему.

Общая информация

* Научный руководитель к.психол.н. Ослон В.Н.

Рубрика издания: Научные исследования в области психической депривации и привязанности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Евстратова Ю.В. Исследование мотивации приема ребенка у кандидатов в замещающие родители // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.

Полный текст

На современном этапе в России активно проводится социальная политика, одним из направлений которой является передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи лиц, желающих взять ребенка на воспитание.

На данный момент обучение по программе подготовки в «Школе приемных родителей» является обязательным для всех лиц, желающих принять на воспитание ребенка, в соответствие с Федеральным законом от 30.11.2011 № 351-ФЗ. Основанием для этого послужило осознание необходимости обучения и высокий уровень возвратов детей, принятых в семьи на воспитание.

Вторичное сиротство имеет различные причины. Одной из основных является неподготовленность будущих родителей к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей. Недостаточное понимание сложившейся ситуации и недостаток знаний ведет к комплексу психологических проблем и зачастую заканчивается разрушением семьи и возврату ребенка в учреждение. Неподготовленность будущей замещающей семьи к приему ребенка также зачастую связана с неадекватной или неосознаваемой мотивацией. Психологическая работа с мотивационной сферой кандидатов в замещающие родители является ключевой мишенью на этапе подготовки семьи к приему.

В рамках работ отечественных и зарубежных психологов достаточно полно раскрыта проблема негативного влияния институциональных условий воспитания на развитие ребенка (Л.С. Выготский, Л.С. Божович, Б.В.Зейгарник, В.С. Мухина, И.В. Дубровина, A.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А. Фрейд, М. Малер, Д. Боулби, Р Спитц, М. Эйнсворт, В. Фалберг, У.Голдфарб, Й. Лангмейер, З. Матейчек, Fisher, L., Ames, E. W., Chisholm, K., & Savoie). Накоплен эмпирический материал о механизмах компенсации депривационных нарушений в развитии у данной категории детей в условиях замещающей семьи (В.Н.Ослон, А.Б.Холмогорова, Л.С.Печникова, Г.В.Арутюнян, О.В.Фетисова и др), факторах, оказывающих влияние на эффективность замещающей семейной заботы (В.Н. Ослон и др.) и т.д.

Изучению мотивации в отечественных и зарубежных школах психологии посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований (Ч. Дарвин, В.Келер, Э.Торндайк, З.Фрейд, У.Макдауголл, И.П.Павлов, К.Левин, А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс, А.Н.Леонтьев, Г.Маррей, Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Г.Хекхаузен, Г.Келли, Ю.Роттер и др.) [4;14]. Исследуется специфика мотивационно – потребностной сферы ребенка при обучении, мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов, мотивация выбора направления профессиональной деятельности. При этом особенности мотивационной сферы кандидатов, желающих принять ребенка на воспитание в семью, посвящено ограниченное количество исследований [3; с. 27-56].

В проведенном исследовании представлены результаты изучения динамики мотивации приема ребенка у граждан, прошедших обучение по программе подготовки «Школа приемных родителей» на базе ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом». В исследовании приняли участие 56 кандидатов в замещающие родители.

Исследование проводилось с помощью метода лонгитюдных срезов. Первый срез – сбор данных перед прохождением обучения по программе «Школы приемных родителей». Второй срез – сбор данных по итогам прохождения обучения. Временной промежуток между первым и вторым срезом составил от 7 до 10 недель, рассчитанных на освоение программы подготовки. Исследование мотивации проводилось с помощью «Опросника мотивации приема» Ослон В.Н. [2, с. 56], позволяющего выявить ведущие мотивы приема и оценить уровень их адекватности требованиям к воспитанию и полноценному развитию ребенка.

При анализе данных был использован частотный анализ. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 20.0 Windows.

Результаты исследования. На уровне статистической значимости выявлены изменения мотивации приема ребенка-сироты в семью у кандидатов в замещающие родители под влиянием обучения (McNemar-Bowker Test Х2 = 15,445; df = 6; p≤0,015).

Наблюдается изменение мотивации по итогам прохождения обучения (Таблица №1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №1. Изменения мотивации приема у кандидатов в замещающие родители по итогам прохождения обучения по программе «Школа приемных родителей».

Исследование показывает, что в процессе обучения происходит осознание и переоценка собственной мотивации кандидатами в замещающие родители. Возрастает значимость мотивов, способствующих более эффективному замещающему родительству: «самоценность ребенка» («до обучения» - 11%, «после обучения» - 23%), «альтруизм» («до обучения» - 7%, «после обучения» - 14%).

Резкое повышение показателя мотива «пустое гнездо» («до обучения» - 9%, «после обучения» - 26%), по-видимому, связано с процессом осознания собственной мотивационной сферы и более ясным пониманием целей принятия ребенка в семью.

Одновременно с этими процессами происходит трансформация и снижение неконструктивных, «разрушающих» мотивов. Понижение показателя мотива «чувство долга» («до обучения» - 17%, «после обучения» - 11%) также является важнейшим изменением. По результатам лонгитюдного исследования замещающих семей данный мотив приводит к позиции жертвы у родителей и затрудняет формирование привязанности к приемному ребенку. Снижаются показатели мотива «мотив, направленный на снятие стигмы» («до обучения» - 16%, «после обучения» - 5.5%). В соответствие с этими показателями можно судить о том, что под влиянием прохождения подготовки потребность в одобрении социума у кандидатов, выбирающих данный мотив ведущим, изменяется. Прохождение обучения способствует формированию общественной зрелости в отношении проблемы сиротства и замещающего родительства, культуры сотрудничества семей со специалистами уполномоченных организаций по жизнеустройству детей-сирот, созданию сообщества замещающих родителей. Благодаря достижению этих дополнительных целей, снижается личностная тревожность родителей относительного своего статуса в обществе, снятие стигмы «бесплодная, неполноценная семья» перестает быть ведущим мотивом для приема ребенка.

Выявленные изменения мотивации потенциальных приемных родителей свидетельствует об эффективности обучения, поскольку адекватная и осознанная мотивация будущих замещающих родителей является предиктором эффективности замещающей заботы.

По результатам исследования можно судить об изменениях в мотивационной сфере, происходящих в результате прохождения обучения в «Школе приемных родителей». Дополнительных исследований требует изучение качественных изменений мотивации приема ребенка, более глубокое исследование влияния на мотивацию приема эмоционально - личностных характеристик кандидатов в замещающие родители.

Литература

  1. Ослон В.Н. Особенности становления привязанности у замещающих матерей// Журнал Детский Дом. - 2010. - № 1(34). – С. 31-48.
  2. Ослон В.Н. Психодиагностика становления идентификации в замещающей семье // Вестник СПбГУ. Сер. № 3. Психология. - 2010. - №12 . - С. 53-62.
  3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. Монография. Библиотека «Профилактика социального сиротства». – Генезис, 2006.- С. 23–45.
  4. Х. Хекхаузен. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.– С. 134-157.

Информация об авторах

Евстратова Юлия Владимировна, ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом", Россия, e-mail: sergunova@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6358
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 155
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0