Реабилитация воспитанников детских домов, находящихся в конфликте с законом

101

Аннотация

Современные проблемы семьи как социального института, социальное неблагополучие многих семей, кризис семьи, и другие факторы нарушают благоприятные условия развития ребенка и порождают социальное сиротство, безнадзорность детей, жестокое обращение с детьми, провоцируют ребенка на нарушение норм поведения, совершение правонарушений. Дети, лишѐнные родительской заботы и участия достаточно часто становятся жертвами социализации. К сожалению, несовершеннолетние, по разным причинам проживающие вне семьи, направляются в детские дома и интернатные учреждения, достаточно часто уже имеют опыт проживания в криминальной среде, совершают противоправные действия. Ориентация в развитии системы общественных отношений на возрастание социальной активности личности и ее самореализацию, либерализация действующим законодательством социально-правового статуса личности предопределили необходимость гуманизации всей работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.

Общая информация

Рубрика издания: Комплексная реабилитация детей в трудной жизненной ситуации

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Назарова И.Г. Реабилитация воспитанников детских домов, находящихся в конфликте с законом // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.

Полный текст

Современные проблемы семьи как социального института, социальное неблагополучие многих семей, кризис семьи, и другие факторы нарушают благоприятные условия развития ребенка и порождают социальное сиротство, безнадзорность детей, жестокое обращение с детьми, провоцируют ребенка на нарушение норм поведения, совершение правонарушений. Дети, лишѐнные родительской заботы и участия достаточно часто становятся жертвами социализации. К сожалению, несовершеннолетние, по разным причинам проживающие вне семьи, направляются в детские дома и интернатные учреждения, достаточно часто уже имеют опыт проживания в криминальной среде, совершают противоправные действия.

Ориентация в развитии системы общественных отношений на возрастание социальной активности личности и ее самореализацию, либерализация действующим законодательством социально-правового статуса личности предопределили необходимость гуманизации всей работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.

Для специалистов всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ребенок в конфликте с законом – это ребенок, совершивший антиобщественные действия, административное правонарушение и (или) преступление. В большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует единая скоординированная система непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Однако особое внимание необходимо обратить на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо принятие дополнительных мер по решению проблем социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Основными причинами сложившейся социальной ситуации являются: недостаточно эффективная работа с семьями группы риска; дефицит институтов ресоциализации подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних и комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, совершивших правонарушения и преступления, отбывших наказание.

Это обусловило целесообразность включения в существующую систему ресоциализации детей, воспитанников детских домов и интернатных учреждений, совершающих правонарушения, арсенала современных социально-педагогических и психологических средств, расширения исправительно-воспитательного потенциала различных учреждений, общественного воздействия, активизации личностных возможностей ребѐнка путем психолого-педагогической реабилитационной социальной работы. Необходимым условием успешного реформирования системы профилактики является ее обеспеченность квалифицированными кадрами, специалистами различных профилей, в том числе специалистами по социально-педагогическому и психологическому сопровождению, способными проводить эффективную реабилитационную работу с несовершеннолетними. Реабилитационная работа представляет собой комплексную деятельность специалистов на основе межведомственного взаимодействия, а также общественностью, территориальными службами занятости, социальной защиты населения и другими заинтересованными структурами по оказанию психологической помощи, поддержки и осуществлению социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Для решения проблем несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в Российской Федерации осуществляются программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Программа «Не оступись!»; Программа «Дружественное детям правосудие».

В 2012-2013 годах в Ярославской области кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования» при поддержке Ярославской региональной общественной организации «Родительский комитет» разработан и реализован проект «Правильный выбор».

Развитие партнерства в рамках проекта «Правильный выбор» с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и др. институтами гражданского общества в оказании поддержки подросткам - воспитанникам детских домов, находящимся в конфликте с законом, позволяет вовлекать широкий круг участников в деятельность в интересах детей, объединять общие ресурсы для решения проблем в практической работе. Проект направлен на решение задач повышения качества жизни несовершеннолетних воспитанников, находящихся в конфликте с законом, и долгосрочных задач профилактики правонарушений, конструирование позитивного опыта социальной адаптации детей - сирот, эффективных поведенческих стратегий, конструктивного разрешения конфликтов.

Цель проекта – оказание социально-психологической помощи несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, в процессе комплексной реабилитации. В ходе проекта созданы межведомственные команды специалистов в муниципальных районах области. В состав межведомственных команд входили: психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, врачи-психиатры, службы сопровождения, специалисты ОДН, сотрудники прокуратуры, суда, воспитатели детских домов, сотрудники ГОАУ ЯО «Институт развития образования».

В ходе проекта проводилась комплексная реабилитационная работа с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, воспитывающихся в детских домах. На основе учѐта особенностей среды проживания детей, осуществлялись мероприятия групповой и индивидуальной реабилитации воспитанников, находящихся в конфликте с законом, межведомственными командами специалистов (индивидуальные и групповые консультации, тренинги, практические занятия). В ходе реализации проекта были определены направления процесса ресоциализации несовершеннолетних:

  1. Психологическое направление. Главная задача – это формирование готовности несовершеннолетнего к социальному сопровождению, обеспечивающей добровольное участие в данном процессе.
  2. Социальное направление. Основная задача данного направления – формирование знаний об обществе, отношениях в группе, воспитание защищенности, развитие готовности к самопомощи, в итоге – активное содействие социальному развитию. Под социальным развитием несовершеннолетних понимается развитие их социальности.
  3. Образовательное направление. Одна из основных функций образования в современном мире – социальная. Данная функция образования способствует социальной ориентации человека, выбору его жизненного пути, его социальному развитию, значит, формированию и приобретению социальности. Именно это определило тот факт, что получение общего образования является одним из основных средств исправления несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
  4. Профессиональное направление. Для успешной ресоциализации, социальной адаптации и исправления воспитанников, находящихся в конфликте с законом, осуществляется их профессиональное образование в различных формах. Профессиональная подготовка является одним из основных средств их исправления.

В муниципальных районах в рамках проекта были созданы программы по комплексному сопровождению воспитанников, находящихся в конфликте с законом и профилактике рецидива правонарушений. Алгоритм программ включал следующие шаги: диагностика – проблемы воспитанника – выявление отношения к проблеме самого несовершеннолетнего; мотивирование его на решение проблемы – оказание помощи (интервенции); организация социально полезной деятельности воспитанника в решении проблемы – выход в данной деятельности на личностно-значимый уровень; фиксация позитивных изменений в решении проблемы – совместная деятельность до полного решения проблемы; итоговый анализ ситуации.

Разработчики проекта «Правильный выбор» определили результаты комплексной реабилитации воспитанников: повышение реабилитационного потенциала несовершеннолетних участников в рамках комплексной программы реабилитации; позитивная динамика отношений в детском коллективе; повышение адаптивных возможностей несовершеннолетних. В долгосрочной перспективе прогнозируется позитивная динамика: отсутствие рецидива правонарушений у воспитанников, прошедших комплексную реабилитацию; наличие подготовленных, организованных межведомственных команд, реализующих комплексную программу, которые подготовлены тьютерами по распространению эффективных способов реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в других территориях.

 

Информация об авторах

Назарова Инна Григорьевна, кандидат педагогических наук, Заведующая кафедрой общей педагогики и психологии ГО АУ ЯО "Институт развития образования", доцент, Ярославль, Россия, e-mail: nazarova@iro.yar.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3053
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 101
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1