Введение
Интерес к антисоциальной/вредоносной (malevolent) креативности возник у психологов как к феномену, являющемуся побочным продуктом креативного мышления и наносящему намеренный вред другим людям
[Harris, 2015]. Антисоцильная креативность реализуется в терроризме, коррупции, мошенничестве
[Reiter-Palmon, 2018], девиантном поведении
[Бочкова, 2023]. Тематика изучения феномена предполагает два направления: 1) генерирование идей и решений, наносящих вред; 2) склонность к реализации этих идей и решений в поведении. Для диагностики склонности к проявлению антисоциальной креативности в поведении используется опросник «Malevolent Creativity Behavioral Scale» (далее — MCBS), включающий три шкалы для оценки респондентом (по степени частоты) собственного поведения в виде нанесения вреда за причиненный ущерб, лжи и злых шуток над окружающими
[A New Tool, 2016]. Генерирование вредоносных идей изучается с помощью методов дивергентного мышления и реальных ситуаций из жизни (RWDT).
Особый интерес представляет антисоциальная креативность, проявляющаяся в межличностном взаимодействии в форме вербальной агрессии, злых шуток, черного юмора, оригинальных способов мести. Важно, что такое поведение угрожает психологическому здоровью мишени, на которую оно направлено, и, в свою очередь, провоцирует ответную реакцию в виде нечестного, неэтичного поведения
[Yip, 2018].
Исследования на различных возрастных выборках подростков, студентов, представителей различных профессий характеризуют особенности деструкции в межличностных отношениях
[Бочкова, 2023; Особенности антисоциальной креативности, 2024; A New Tool, 2016]. Выявлены различия в уровне склонности к проявлению антисоциальной креативности в поведении, наносящем вред, в разных социально-политических условиях. Так, было показано, что антисоциальная креативность у российских подростков выше в доковидный период по сравнению с периодом специальной военной операции
[Особенности антисоциальной креативности, 2024а], а у студентов — ниже в доковидный период
[Мешкова, 2024].
В последнее время в фокусе внимания исследователей находятся практики семейного воспитания как средового фактора, способствующего формированию антисоциальной креативности. Цель настоящей статьи состоит в освещении полученных в этом направлении результатов эмпирических исследований.
Практики воспитания и антисоциальная креативность
Семья является основной средой в детском возрасте, где ребенок взаимодействует с внешним миром; соответственно, именно семья влияет на психологическое развитие человека. За рубежом выделены такие практики семейного воспитания, которые рассматриваются как конкретные формы поведения, используемые родителями для социализации своих детей: теплота (родительская отзывчивость, вовлеченность, поддержка) и требовательность (строгость по отношению к ребенку, требование соответствия общественным и семейным ожиданиям
[Baumrind, 1971]. Выраженность перечисленных форм поведения составляет следующие стили родительского поведения: теплота, отвержение — сочетание слабой отзывчивости и большой требовательности, чрезмерная опека — сочетание большой требовательности и слабой родительской отзывчивости
[Neglectful Parenting and, 2023]. В свете изучения вредоносной креативности именно негативные стили привлекают внимание зарубежных исследователей.
С. Цуй (X. Cui) с коллегами в своем исследовании предложили студентам сначала оценить собственных родителей по степени отвержения, эмоциональной теплоте и чрезмерной опеке, а затем ответить на вопросы о том, как часто они сами совершают действия, в которых проявляется антисоциальная креативность. По результатам оценок родительского поведения были выделены три профиля стилей родительского воспитания: недифференцированное, имеющее сбалансированную структуру и средний уровень по всем компонентам; позитивное открытое воспитание, отличающееся высокими баллами по эмоциональной теплоте, низкими баллами по отвержению и чрезмерной опеке; негативное ограниченное воспитание — с низкой эмоциональной теплотой, отсутствием чрезмерной опеки и высоким отвержением. При соотнесении профилей с антисоциальной креативностью оказалось, что наименее склонны к действиям, в которых проявляется антисоциальная креативность, студенты со стилем воспитания в семье, соответствующим профилю негативного ограниченного воспитания. И наоборот, студенты, чьи родители проявляли высокую эмоциональную теплоту, не отвергали своих детей и чрезмерно их опекали, демонстрировали высокий уровень антисоциальной креативности
[Cui, 2024]. Полученные результаты не согласуются с результатами других авторов, показавших положительную связь жестких практик воспитания в семье с MCBS. Характерно, что часто такая связь опосредуется личностными чертами.
Личностные черты, практики воспитания и антисоциальная креативность
Коллектив авторов под руководством С. Джиа (X. Jia) использовал для выявления жестких практик воспитания три показателя: эмоциональное, образовательное и надзорное пренебрежение. Было показано, что дети, испытывавшие в детстве игнорирование родителей, став взрослыми, проявляют в поведении б
ольшую склонность к реализации идей, наносящих вред другим людям. Авторы исследования выявили, что опосредуется эта связь чертами «темной триады», причем в большей степени это касается студентов мужского пола
[Jia, 2020].
П. Беду-Адо (P. Bedu-Addo) с коллегами проверяли связь черт Большой пятерки, небрежного воспитания ребенка и антисоциальной креативности. В понимании авторов небрежное воспитание — это осознанная или неосознанная неспособность родителей или опекунов удовлетворить потребности своих детей или отсутствие заботы о них
[Golden, 2003], а также физическое, сексуальное или эмоциональное насилие в семье по отношению к ребенку
[Neglectful Parenting and, 2023]. В своем исследовании авторы сфокусировались на эмоциональном и физическом пренебрежении родителей к детям. Регрессионный анализ, проводившийся по каждой из шкал MCBS, показал, что физическое и эмоциональное пренебрежение предсказывают все виды поведения, в которых реализуется антисоциальная креативность. Анализ связи этих видов поведения с чертами Большой пятерки — согласием, добросовестностью, открытостью опыту, нейротизмом и экстраверсией — показал, что более значимыми чертами для проявления антисоциальной креативности в поведении являются такие черты, как согласие и добросовестность
[Neglectful Parenting and, 2023]. Полученные результаты важны для понимания того, в каких условиях формируется личность, склонная к поведению, наносящему вред окружающим, и какие черты она имеет. Тем не менее стоит отметить, что авторы исследования не до конца продумали теоретическое обоснование своего исследования и не учли возможность выяснить, как взаимодействие практик воспитания и личностных черт сказывается на антисоциальной креативности. Данная математико-статистическая процедура позволила бы выявить переменную, оказывающую наибольший вклад в поведение.
Личностные черты играют большую роль в антисоциальной креативности, тем не менее многие авторы считают, что не всегда эта роль решающая
[Why Social Threat, 2019]. Такие факторы, как стрессовая и угрожающая ситуации, могут влиять на реализацию антисоциальной креативности в поведении
[Why Social Threat, 2019], причем в этом случае, на наш взгляд, можно говорить о самой антисоциальной креативности как копинг-стратегии в стрессовых ситуациях. Тем не менее установлено, что факторы среды влияют на креативность в первую очередь через личностные характеристики. Одной из таких характеристик является устойчивость личности к стрессовым ситуациям.
На китайской выборке было показано, что психологическая устойчивость частично опосредует связь между негативными родительскими практиками воспитания и MCBS. Благодаря психологической устойчивости у студентов, в детском возрасте испытавших отвержение или чрезмерную опеку, снижается склонность к реализации антисоциальной креативности в поведении, наносящем вред другим
[Wang, 2023]. В фокус внимания К. Уанг (Q. Wang), автора данного исследования, не вошла проблема формирования устойчивости к стрессу у детей, выросших в семьях с негативными практиками. К сожалению, и он, и П. Беду-Адо (P. Bedu-Addo) с коллегами не объяснили наличие высокой устойчивости к стрессу и адаптируемости в сложных жизненных ситуациях у респондентов с высоко развитыми чертами Большой пятерки, такими как согласие и добросовестность
[Neglectful Parenting and, 2023], подвергшихся негативным практикам воспитания
[Wang, 2023].
Исследования показывают, что детская травма, полученная в результате сексуальной или физической агрессии и эмоционального пренебрежения родителей, связана с вредоносной креативностью. У. Ли (W. Li) и коллеги выявили психологические механизмы, лежащие в основе этой связи. Оказалось, что агрессия частично опосредует связь детской травмы и MCBS, а психологическая устойчивость модерирует ее таким образом, что влияние детской травмы на проявление антисоциальной креативности в поведении через агрессию увеличивается по мере повышения уровня устойчивости
[Childhood Trauma and, 2022]. Результаты исследования могут быть полезны для тех исследователей, которые занимаются девиантным поведением: в случае выявления значимых положительных корреляций психологической устойчивости с антисоциальной креативностью и агрессией для них есть повод задуматься о том, что у испытуемых/респондентов было неблагополучное детство.
Приведенные выше результаты касались антисоциальной креативности, измеряемой с помощью MCBS. Однако связь с практиками воспитания выявляется и для генерирования вредоносных идей, выявляемых с помощью заданий на дивергентное мышление.
В исследовании Ю. Дженг (Y. Geng) и коллег было установлено, что студенты, подвергшиеся в детстве практикам жесткого обращения в семье, генерировали больше вредоносных идей. Кроме того, результаты показали, что вера в справедливый мир опосредует эту связь
[Fight Injustice with, 2024], т. е. если человек, прошедший в детстве через опыт жестких практик воспитания в семье, верит в справедливость мира, то у него антисоциальная креативность снижается. Вопрос заключается в том, как у таких детей сформировать веру в справедливый мир? Дело в том, что, как показывают исследования, у детей, выросших в семьях с жестким стилем воспитания, повышена враждебность и формируется инверсированная картина мира — как угрожающего и страшного места для жизни, что, в свою очередь, с трудом поддается коррекции (см.:
[Ениколопов, 2010]). Поэтому заслуга коллектива авторов состоит в том, что они выявили переменную, которую можно использовать в программах по профилактике антисоциальной креативности, — веру в справедливый мир.
Система убеждений индивида и, в частности, вера в справедливый мир и в то, что каждый получает то, что заслужил, играет важную роль в активизации реактивной агрессии
[Bondü, 2016] и виктимизации сверстников
[Bilgin, 2022]. Опираясь на эти факты, коллектив авторов под руководством Ю. Уанг (Y. Wang) исследовал влияние, оказываемое чувствительностью к несправедливости на антисоциальную креативность. Было установлено, что люди с высокой чувствительностью к несправедливости реагируют повышением антисоциальной креативности. Заслуга авторов состоит в том, что они показали роль: во-первых, гнева как медиатора связи исследуемых переменных — чувствительность к несправедливости оказывает не только прямое воздействие на антисоциальную креативность, но и непрямое воздействие через гнев; во-вторых, регулирования эмоций как модератора связи гнева и чувствительности к несправедливости — люди с высокой регуляцией собственных эмоций лучше регулируют гнев, возникающий из-за ситуации несправедливости, что в конечном итоге снижает антисоциальную креативность
[The effect of, 2024].
Практико-ориентированные рекомендации по снижению антисоциальной креативности
Небрежное воспитание влияет на когнитивное функционирование детей и вызывает посттравматическое стрессовое расстройство, гнев, страх, чувство вины и стыда
[Clinical Considerations Related, 2017], неспособность контролировать свои эмоции
[Emotion dysregulation mediates, 2016]. Исследования показывают, что, находясь в гневе, люди генерируют больше вредоносных идей, чем в нейтральном состоянии и состоянии грусти. Гнев стимулирует антисоциальную креативность
[Cheng, 2021]. Поэтому важно, задаваясь целью профилактики антисоциальной креативности, научить индивида сдерживать и регулировать свои эмоции.
Обучение стратегиям подавления гнева приводит к ослаблению антисоциальной креативности. Согласно Н. Эйзенбергу (N. Eisenberg), регуляция эмоций включает серию когнитивных процессов, регулирующих или изменяющих вид, интенсивность и продолжительность эмоций
[Eisenberg, 2000]. Для нейтрализации кратковременного возбуждения гнева после провокации могут использоваться стратегии изменения негативных мыслей или переоценки ситуации, провоцирующей гнев
[Germain, 2015]. В эксперименте Р. Ченга (R. Cheng) и коллег использовались стратегии когнитивной переоценки и подавления экспрессии. Экспериментальные группы, обучавшиеся данным стратегиям, демонстрировали снижение уровня антисоциальной креативности
[Cheng, 2021].
Переменными, влияющим на уровень антисоциальной креативности, являются мотивация мести и прощение. У людей с высокой мотивацией мести автоматически активируется схема интерпретации ситуаций, с которыми они сталкиваются, как враждебных, и имеется недостаток ресурсов для подавления карательного поведения
[Failure to reappraise, 2021]. В модели, разработанной Х. Ни (H. Nie), рассматривалось прощение как предиктор антисоциальной креативности, а гнев и мотивация мести служили медиаторами этой связи. При проверке модели было показано, что мотивация мести оказывает наибольший эффект на склонность к проявлению антисоциальной креативности в девиантном поведении. Анализируя вклад переменной прощения, автор исследования пришел к выводу о том, что люди с высоким уровнем прощения не склонны видеть угрожающие стимулы в ситуациях, что позволяет им более снисходительно относиться к обидчикам
[Nie, 2024], что согласуется с результатами исследований Дж. Ли (J. Li) и коллег, показавших, что высокоагрессивные студенты колледжа, имевшие низкий уровень прощения, демонстрировали большую склонность к генерированию вредоносных идей по сравнению со студентами с высоким уровнем прощения
[Childhood Trauma and, 2022].
Эффективность интервенций по научению прощению показывают результаты эксперимента, проведенного С. Ли (X. Li) на младших школьниках: в результате такой интервенции у детей экспериментальной группы склонность к вредоносной креативности была значимо ниже по сравнению с контрольной группой
[Childhood Trauma and, 2022].
По итогам исследований, проведенных С. Ли (X. Li)
[Li, 2021], Дж. Ли (J. Li)
[Childhood Trauma and, 2022] и Х. Ни (H. Nie)
[Nie, 2024], можно рекомендовать родителям поощрять своих детей прощать обидчика, понимать его эмоции и мотивы поступка, относиться к другим с терпимостью, регулировать и понимать собственные эмоции, обучать эффективным стратегиям решения конфликтов. Однако, если говорить об антисоциальной креативности и конкретно о склонности к ее проявлению в девиантном поведении, то интервенции по снижению мотивации мести и повышению способности к прощению могут снизить склонность к проявлению антисоциальной креативности в двух видах поведения — нанесении вреда с помощью оригинальных способов мести и злых шуток. Что касается лжи, то здесь могут быть задействованы другие компоненты, оказывающие влияние на ее снижение, для чего нужно расширить спектр характеристик и провести дополнительное исследование.
Таким образом, исследованные на текущий момент личностные и ситуационные характеристики антисоциальной креативности в контексте семьи отражены в рабочей схеме динамической модели антисоциальной креативности (см. рисунок).
Рис. 1. Рабочая схема динамической модели антисоциальной креативности
Заключение
Важным выводом из рассмотренных выше исследований, на наш взгляд, является то, что жесткие практики воспитания, во-первых, не всегда способствуют формированию личности с характеристиками эгоцентризма и манипулятивности, а, во-вторых, не всегда в студенческом возрасте приводят к склонности к поведению в виде лжи, злых шуток и мести за нанесенную обиду. Направлением дальнейшего исследования может стать выявление факторов среды, способствующих развитию у детей, выросших в семьях с негативными практиками воспитания, устойчивости к стрессовым ситуациям и таких черт личности Большой пятерки, как добросовестность и согласие. Пока же понятно, что бесчувственность к потребностям и чувствам детей, излишняя строгость, склонность к наказаниям не всегда опосредуют формирование негативных характеристик в детях. Но если негативные и стабильные личностные характеристики все же сформированы, то велика вероятность проявления антисоциальной креативности в девиантном поведении.
Результаты исследований показывают, что профилактика проявления антисоциальной креативности в поведении должна вестись в направлении как коррекционно-развивающей работы с подростком, так и просветительско-профилактической работы с его семьей. При работе с семьями необходимо просвещать родителей о важности формирования морали, способности к прощению, стимулировании сотрудничества, кооперации и ответственности. Особенно важно проводить мониторинг стилей воспитания в семьях с трудными подростками.
Еще одним профилактическим мероприятием может стать расширение тематики лекций в женских консультациях в предродовой период, касающейся не только вопросов подготовки к родам и ухода за ребенком в первый год жизни, но и информирования о позитивных практиках его воспитания.