Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Сопровождение детей и молодых людей уязвимых категорий в различных условиях социализации
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Васильева К.Е. Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения.
Полный текст
В настоящее время в детских учреждениях закрытого типа преодолены грубые формы госпитализма, которые характеризуются отчужденностью ребенка от взрослого, аутизмом, агрессивностью, резким психическим недоразвитием. Однако во многих детских домах все еще проявляется синдром госпитализма, характеризующийся недоразвитием эмоционально-волевой сферы. Рассматривая особенности психического развития младших школьников, растущих вне семьи, А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых в качестве основной отличительной характеристики этих детей выделяют недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы. Актуальность данного исследования связана с недостаточной разработанности средств диагностики эмоционально-волевой сферы ребенка, а также средств психологического сопровождения детей дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Пилотажное исследование показало, что работа по диагностике и сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в Сургуте преимущественно с детьми-подростками, у которых эмоциональные комплексы ригидны, затрагивают всю личность подростка.
Более эффективным является ориентирование на дошкольный возраст, поскольку психика в этот период еще пластична и эмоциональное и познавательное развитие могут быть приближены к нормам, описанным в возрастной психологии, при грамотно выстроенной психологической стратегии.
На первом этапе наша роль сводилась к диагностической деятельности, целью которой было изучить эмоционально-волевую сферу дошкольников, оставшихся без попечения родителей. Исследование проводилось на базе БУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "На Калинке", г. Сургут. В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста (5-6 лет), оставшихся без попечения родителей.
В качестве методов исследования нами были использованы методика Рут Ф. Шоу «Рисование пальцем» и анализ сюжетно-ролевой игры на заданную тематику. Выбор данных методик был обусловлен, с одной стороны информативностью, с другой стороны, спецификой возраста (ведущий тип деятельности – сюжетно-ролевая игра) и социальной ситуацией развития.
В качестве гипотез были выдвинуты следующие положения:
-
у дошкольников, растущих в дефиците личностного общения, будут наблюдаться определенные эмоциональные комплексы, такие как страх, тревожность, агрессия, замкнутость, что найдет свое выражение в характере изобразительной и игровой деятельности;
-
во время проведения методики «Рисование пальцем», у детей возникнут трудности с изображением своего будущего, мечты, в связи с неразвитостью ориентации на будущее; в рисунках проявится тенденция закрытости, отсутствие прорисовки объектов и сюжетов, а также негативная реакция на инструкции;
-
неразвитость эмоционально-волевой сферы проявит себя в сюжетно-ролевой игре, что найдет свое выражение в характере игровых действий (однотипные, с реальными предметами), уровне совместной деятельности (игра рядом, но не вместе), отсутствии эмпатии.
Обработав полученные данные, мы пришли к следующим результатам.
У всех испытуемых наблюдается наличие таких эмоциональных комплексов, как чувство тревоги, непринятие происходящей с ними ситуацией, чувство одиночества, потребность в чувстве защищенности, стабильности и др. Интересен тот факт, что каждый ребенок идентифицирует себя с каким либо изображенным им самим объектом, приписывая ему свои переживания, чувства, страхи и т.д. Каждый ребенок своим рисункам дает «говорящее» название («чудовище», ). Данные названия несут в себе негативные переживания и тревогу. Рисунки испытуемых носят схематичный характер, отсутствует прорисовка деталей, сюжета и людей. Дети идентифицируют себя с неодушевленными предметами, изображая их на расстоянии от остальных предметов.
Одним из распространенных проявлений эмоциональных комплексов стала дистанция у всех испытуемых. Дети старались оставаться вне ситуации рисования, очень долго и упорно смывали краску, рука и палец в основном были использованы как кисть, также наблюдалась негативная реакция на инструкцию.
Хотелось бы отметить, что все испытуемые отказались рисовать рисунок на тему «О чем я мечтаю». Данный феномен может свидетельствовать о наличие чувства неуверенности, а также о нестабильности эмоционального состояния. Дети не чувствуют уверенности в завтрашнем дне, они не знают, что их ожидает дальше и на фоне пережитого эмоционального потрясения (разлука с родителями, переезд в детский дом) они как бы боятся планировать свое будущее, т.к. не хотят разочаровываться вновь. Таким образом дети как бы ограждают себя от очередного потрясения.
При рисовании, испытуемые отдают предпочтения темным цветам и ненасыщенным оттенкам, несмотря на то, что при проведении цветовой диагностики Люшера они отдают предпочтения таким цветам как: желтый, зеленый, красный. В рисунках на тему «мое приятное воспоминание», прослеживается схожая тенденция к отсутствию людей, ненасыщенности цветов, свернутости картины. Испытуемые используют не все пространство для рисования.
Схожие эмоциональные комплексы наблюдаются при анализе сожетно-ролевой игры «в доктора». Общим являлось отсутствие эмпатии, неразвитая функция игры. Дети не сразу усваивали инструкцию, некоторые так и не включились в контекст игры. Они не понимали эмоций участников игры (игнорировали чувство боли друг у друга), некоторые действия не соответствовали сюжету.
Таким образом, нашли гипотезы нашли полное подтверждение. Анализ содержания рисунков показал, что дети в завуалированной форме идентифицируют себя с нарисованными объектами, приписывая им свои эмоциональные переживания, тревогу, страхи замкнутость, скрытую агрессию. При обращении к рисуночной методике мы видим, что все дети отказались рисовать свою мечту. Анализ формы рисунков также подтверждает наши гипотезы. У всех испытуемых наблюдались тенденции к замкнутости и дистанция во время проведения методики. Также наблюдается отсутствие прорисовки сюжетов и частично объектов. О наличии негативной реакции на инструкцию мы может судить, исходя из того, что после прослушивания инструкции испытуемые негативно реагировали на тот факт, что им придется рисовать пальцами, а не кистью как они привыкли, что прослеживалось в вербальной реакции. Анализ сюжетно-ролевой игры продемонстрировал низкий уровень совместной деятельности, недостаточную для игры развернутость диалога друг с другом (в основном действия направлены на игровые предметы или предметы заменители), неэффективное усвоение инструкции (в ходе игры дети часто уточняли и переспрашивали условия игры и их задачи). Такие результаты могут быть связаны не только с неразвитостью игры как ведущего типа деятельности, но и с несформированностью мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Подводя итог, важно отметить, что отсутствие эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом. Особенно сензитивны в этом смысле дети. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях. Наилучшим примером являются родители, их забота и поддержка, в данном случае, дети лишены такой возможности. Поэтому для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, оставшихся без попечения родителей, необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоционально-волевую сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.
Следующим этапом нашей работы является реализация программы сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.
Приоритетным в программе является обращение к эмоционально-волевой сфере ребенка, расширение диапозона эмоций и средств их регуляции. Грамотно разработанная и внедренная программа психологического сопровождения может оснастить детей и приемных родителей средствами, позволяющими справиться с травмирующей для них ситуацией, преодолеть дистанцию между прошлым и будущим, возникшую в ситуации депривации.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3635
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 88
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0