Моральное сознание и когнитивные искажения у подростков

209

Общая информация

Рубрика издания: Возможности психокоррекции девиантного развития, аддиктивного и аутоагрессивного поведения и последствий насилия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Моральное сознание и когнитивные искажения у подростков // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Актуальность изучения особенностей морального сознания и когнитивных искажений у подростков с разными типами поведения обусловлена тем, что понимание специфических черт детей подросткового возраста, объединенных учеными в группы по свойственным для них поведенческим реакциям, позволяет проводить более целенаправленную, индивидуализированную под каждую группу психологическую работу. Моральное сознание определяется как форма общественного сознания, имеющая в своей основе систему взглядов, представлений о должном поведении, считающейся нормативной в социуме.

Полный текст

Актуальность изучения особенностей морального сознания и когнитивных искажений у подростков с разными типами поведения обусловлена тем, что понимание специфических черт детей подросткового возраста, объединенных учеными в группы по свойственным для них поведенческим реакциям, позволяет проводить более целенаправленную, индивидуализированную под каждую группу психологическую работу. Моральное сознание определяется как форма общественного сознания, имеющая в своей основе систему взглядов, представлений о должном поведении, считающейся нормативной в социуме. Термин «когнитивные искажения» подразумевает под собой допущение систематических ошибок в мышлении индивида вследствие наличия дисфункциональных убеждений, встроенных в когнитивные схемы. Выявление особенностей морального сознания и когнитивных искажений дает возможность составлять прогнозы относительно дальнейшего развития подростка и его реализации в социальной среде.

Целью работы является выявление особенностей морального сознания и когнитивных искажений у подростков с разными типами поведения. Гипотезами послужили следующие предположения: 1) можно выявить особенности морального сознания и когнитивных искажений у подростков с разными типами поведения: для подростков с девиантным характерны более низкие уровни развития морального сознания – преобладание доконвенционального уровня по Колбергу; просоциальным подросткам свойственен конвенциональный уровень морального сознания; для подростков с девиантным поведением характерны когнитивные искажения - центрация на собственных потребностях, склонность к обвинению других; просоциальным подросткам свойственны дихотомичное мышление и долженствование в отношении себя. 2) существует связь между особенностями морального сознания и когнитивными искажениями. 3) коррекционная работа в форме тренинга качественно влияет на уровень морального сознания и на проявление когнитивных искажений.

Выборку в настоящей работе составили 2 группы подростков. В группу подростков с девиантным поведением вошли 31 учащихся 8-9 классов Во вторую группу подростков с просоциальным поведением вошли 42 школьника 7-9 классов. Каждой группе подростков предъявлялись следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик, «Справедливость – забота» С.В. Молчанов, «Опросник когнитивных ошибок» Е.С. Иванова, Е.М. Ратникова, «How I think» Т. Гиббс, Баррига, «Диагностика социоморальной рефлексии – краткая форма» (модифицирована А.А. Хвостовым).

В результате были выявлено, что у подростков с девиантным поведением преобладают доконвенциональный уровень морального сознания, когнитивные искажения - центрация на собственных потребностях, склонность к обвинению других. Подростков с просоциальным поведением отличает проявление долженствования по отношению к себе. Корреляционные связи между моральным сознанием и когнитивными искажениями имеются у обеих групп. Отметить можно сходные связи между ориентацией на власть авторитетов и наклеиванием ярлыков, социальным законом и эффектом статус-кво.

В ходе проведения исследования каждая группа была разделена на две подгруппы, с одной из которых (экспериментальной) проводилась коррекционная работа в форме тренинга на основе переведенной программы EQUIP. В результате проведения эксперимента у группы девиантных подростков отмечалось повышение ориентации на мнение других, у обеих групп выделялась тенденция к понижению когнитивных искажений и повышению уровня морального сознания.

Литература

  1. Беляева, Е.Р., Кунафина, Г.А. Роль когнитивных искажений в приобщении индивида к социально-культурной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. 224 c.
  2. Харитонова, Ю.Ю. Проблема изучения морального сознания в психологии // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2009. № 5. С. 57-58.

Метрики

Просмотров

Всего: 2440
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 209
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2