Особенности восприятия семьи и эмоциональные нарушения в межличностных отношениях у детей, переживших развод родителей

114

Общая информация

Рубрика издания: Психологическое консультирование несовершеннолетних, находящихся в юридически значимых ситуациях и их окружения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Особенности восприятия семьи и эмоциональные нарушения в межличностных отношениях у детей, переживших развод родителей // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Изменения в обществе влекут за собой перемены в различных социальных институтах. В семье все чаще происходят кризисы, приводящие к разводу. Процесс выполнения семьей ее функций оказывается под угрозой. По мнению Анзорга Л.С., представления детей о полноценной семье искажаются.

Полный текст

Изменения в обществе влекут за собой перемены в различных социальных институтах. В семье все чаще происходят кризисы, приводящие к разводу. Процесс выполнения семьей ее функций оказывается под угрозой. По мнению Анзорга Л.С., представления детей о полноценной семье искажаются.

Цель нашего исследования: выявление показателей эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома и представлений детей, переживших развод родителей, о семейной ситуации.

Гипотеза: развод родителей влечет за собой рост эмоциональных нарушений в межличностных отношениях дома и способствует ухудшению психологического климата в семье.

В пилотном исследовании приняли участие 207 школьников 2-4 классов, из которых были отобраны 80. В экспериментальную группу вошли дети 2-4 классов, не имеющие сиблингов, пережившие развод родителей и проживающие с матерями. После развода прошло от 1 до 3 лет, развод длился от полугода до полутора лет. Контрольную группу составили дети, проживающие в полных семьях и не имеющие сиблингов.

Критериями «отсеивания» при отборе в группы были: наличие близких родственников с аддикциями, психиатрическими заболеваниями; информация о жестоком обращении в семье; постоянные или регулярные конфликты между супругами, между родителями и ребенком; смерть значимого человека в течение последнего года.

В результате было отобрано 40 учеников, переживших развод родителей и проживающих с мамой, и 40 - живущих в полных семьях.

В работе использовали следующие методики: «Рисунок семьи животных», проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций, “Домики” О.А.Ореховой, анкета-опросник для учителей.

Полученные результаты сравнения количественных показателей по различным позициям в разных группах детей показывают статистически значимые различия:

• У детей, переживших развод родителей, средний показатель оценки благоприятной семейной ситуации (М = 4,4) в 2,2 раза ниже, чем у детей из полных семей. Коэффициент корреляции между групповой переменной и этим показателем равен 0,842.

• Средний показатель оценки чувства неполноценности в семейной ситуации у детей из неполных семей (М = 8,1) в 3 раза выше, чем у детей из полных семей. Коэффициент корреляции равен -0.746.

• Показатель устойчивых проявлений отрицательных эмоций в отношениях с семьей у детей из неполных семей (31 чел.) в 3 раза выше, чем у детей из полных семей (10 чел.). Теоретический обзор и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.

1 Развод родителей способствует формированию у детей младшего школьного возраста представления о неблагоприятной и неполноценной семейной ситуации.

2. Развод родителей способствует многократному увеличению частоты проявления негативных эмоций у детей младшего школьного возраста в отношениях с членами семьи.

Школьные психологи не имеют юридического права работать с эмоциональными нарушениями детей, связанными с семейной ситуацией, и единственным и самым эффективным способом оказания психологической помощи ребенку является психологическое консультирование или психотерапия.

Психологическая помощь ребенку, переживающему развод родителей, обусловлена динамикой разводного процесса и взаимоотношениями между супругами и родителями и ребенком, считает Н.И. Олифирович.

Часто развод воспринимается ребенком как потеря. В работе важно показать, что уход одного из родителей не является потерей, пишет Г. Фигдор.

При оказании психологической помощи ребенку, пережившему развод родителей (Кульчицкая Е.И.) важна поддержка со стороны психолога, т.к. у ребенка может возникать чувство одиночества, он может чувствовать себя брошенным, неинтересным, скучным и т.п.

Черников А.В. считает, что для снижения травматизации ребенка из-за развода, важно чтобы родители поддерживали уверенность в том, что его по-прежнему любят, у него остаются оба родителя, его никто не бросает.

Итак, работа с ребенком, пережившим развод родителей, требует длительного времени и включает реорганизацию всей семейной системы и внутрисемейных отношений.

Литература

  1. Анзорг, Л.С. Дети и семейный конфликт / Л.С. Анзорг – Москва : Просвещение, 2007. 490 с.
  2. Кульчицкая, Е.И. Воспитание чувств детей в семье / Е.И. Кульчицкая - Санкт-Петербург : Пресс, 2003. 202 с.
  3. Олифирович, Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкеевич-Кузёмкина, Т.Ф. Валента - Москва - Обнинск : Исследовательская группа «Социальные науки», 2005. 355 с.
  4. Фигдор, Г. Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания / Г. Фигдор - Москва : Наука, 2007. 372 с.
  5. Черников, А. В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики / А.В. Черников – Москва : Независимая фирма "Класс", 2010. 208 с.
  6. Ширн Ч. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений. Проективная психология. / Ч. Ширн, К. Расселл (пер. с англ.) М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с

Метрики

Просмотров

Всего: 1274
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 114
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0