В дошкольном возрасте у ребёнка ведущей деятельностью является игровая деятельность. Именно благодаря игровой деятельности у ребёнка появляются необходимые новообразования, что благоприятным образом способствует его переходу на следующую стадию развития. В современном мире игре в целом и применению народного творчества в развитии детей уделяется всё меньше внимания, в то время как обучение делается приоритетным для ребёнка. Это ведёт к появлению различных девиаций в поведении, среди которых наиболее распространенной является эмоциональная нестабильность. Как показывает практический опыт, не все воспитатели в дошкольном учреждении обладают необходимыми знаниями и навыками, вследствие чего мало применяют народное творчество при взаимодействии с детьми. Таким образом, народное творчество не используется ни в семье ребёнка, ни в дошкольном образовательном учреждении. Педагоги-психологи, работающие в дошкольных учреждениях, активно использующие в коррекционно-развивающей деятельности игровые технологии, позволяют вернуть детям нормативную игровую активность и скорректировать состояние их эмоциональной сферы, обусловливающее появление различных девиаций в поведении.
Базой для практического исследования по использованию детского народного творчества в профилактике нарушений в поведении дошкольников стала ГБОУ СОШ №2077 «Курчатовская школа», структурные подразделения №10 и 11.
Для исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, занятия которой строились на материале детского народного творчества, среди которого была детская народная игра и сюжетно-ролевые игры с куклами. Также активно использовался метод сказкотерапии и арт-терапии. С детьми проводились занятия, направленные на стабилизацию эмоционального фона, снижение девиаций в поведении и улучшение межгруппового взаимодействия.
Первичное наблюдение и диагностика группы детей подготовительной группы показала, что они не имеют навыков формирования сюжетно-ролевой игры, вследствие чего она носит ненаправленный характер, и быстро рассыпается. Было выявлено, что дети не обладают умениями договариваться о принятии ролей и правилах игры, из-за чего игровая структура нарушена. Помимо этого, у некоторых детей были выявлены нарушения в поведении, выражающиеся в повышенной импульсивности и агрессивности, грубом нарушении правил взаимодействия, что также не способствовало развитию групповой игры у детей. После проведённой коррекционно-развивающей программы было выявлено, что сюжетно-ролевая игра детей приобрела более направленный характер, они стали более ответственно подходить к исполнению заданных правил и выбору ролей. Дети, у которых наблюдалась импульсивность в поведении, повысили уровень самоконтроля, а уровень их лабильности был снижен. Уровень эмоционального интеллекта детей увеличился, что проявилось в умении договариваться в процессе игровой деятельности. Дети, у которых наблюдалась повышенная агрессивность в поведении, перестали быть отвергаемыми в групповой игре, поскольку уровень их агрессивности снизился, а, соответственно, поведение обрело просоциальную направленность.
Воспитателями группы было также отмечено, что поведение детей стало носить большую социально-желательную направленность
Таким образом, мы можем утверждать, что использование детского народного творчество при разработке специальных коррекционно-развивающих программ, направленных на профилактику нарушений в поведении, может компенсировать недостаточное присутствие игры в развитии детей дошкольного возраста, что, в свою очередь, на наш взгляд, приводит к стабилизации эмоционального фона детей, уменьшению нарушений в поведении, улучшению межгруппового взаимодействия и появлению просоциальной направленности в поведении. Проведение подобных программ необходимо для предотвращения трансформации текущих девиаций поведения в девиантное поведение в раннем школьном и подростковом возрасте.