Особенности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание в воспитательных колониях
Общая информация
Рубрика издания: Современные технологии психосоциальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в юридически значимых ситуациях
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Фёдоров А.Ф. Особенности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание в воспитательных колониях // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.
Фрагмент статьи
Проблема повышения эффективности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание, в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Данный вопрос относится к разделам юридической психологии детства и пенитенциарной акмеологии. Углубленное изучение нравственного мира осужденных молодежного возраста необходимо не только психологу, а каждому сотруднику, работающему с данными людьми.
Полный текст
Проблема повышения эффективности воспитательного воздействия на лиц молодежного возраста отбывающих наказание, в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Данный вопрос относится к разделам юридической психологии детства и пенитенциарной акмеологии. Углубленное изучение нравственного мира осужденных молодежного возраста необходимо не только психологу, а каждому сотруднику, работающему с данными людьми. Практика показала, что в работе с малолетними преступниками допустим только дифференцированной подход. В каждой индивидуальной программе перевоспитания, должна делаться опора на положительные нравственные качества в структуре самосознания осужденного. В воспитательном процессе, учитываются специфические личностные качества, обусловленные влиянием семьи, референтной группы, школы или учебного заведения в котором занимается несовершеннолетний совершивший правонарушение. Несовершеннолетние осужденные, как правило, не нуждаются в стимуляции жизненной активности, в отличие от правонарушителей старшего возраста, которым скорее свойственны пассивность, безволие, равнодушие к своей судьбе. Поэтому говоря о работе с несовершеннолетними делинквентами, акцент необходимо ставить не столько на формировании у них жизненной активности, сколько на ее переориентацию в положительном русле и с учетом экономических интересов. Исправительное воздействие на несовершеннолетних осужденных должно учитывать, что воспитанники, в основном из неблагополучных семей, и хотят получить вектор своего развития, в направлении где можно применить свои силы, энергию, не уронив при этом свой «авторитет» в значимой для него группе сверстников. В настоящее время экономический компонент, возможность достойного заработка играет для молодежи большое значение. Поэтому имея имидж, в большинстве случаев педагогически запущенного подростка, несовершеннолетние осужденные готовы заниматься общественно-полезной деятельностью, если она имеет перспективы для их будущего. Задача воспитателя преподнести это грамотно, с учетом духовных потребностей и установок несовершеннолетнего. Примером может послужить сотрудник Бобровской воспитательной колонии, который сумел заинтересовать несовершеннолетних правонарушителей и в результате попасть к нему в кружок можно только на конкурсной основе.
Молодежный возраст – возраст формирования мировоззрения. Однако для педагогически запущенных лиц молодежного возраста свойственно не только не устоявшиеся мировоззрение, но и серьезные отклонения в содержании личных взглядов и опыта, корни которых зачастую необходимо искать в семейном воспитании.
Несовершеннолетним, особенно с признаками инфантилизма, вследствие возрастных особенностей, свойственно конкретно-чувственное, эмоциональное восприятие жизни. Поэтому логическое осмысление экзистенциальных ценностей может быть несколько искажено. Малый эффект дает деятельность тех воспитателей, которые основной упор делают только на словесные методы воздействия на молодежь. Слово в работе с несовершеннолетними осужденными может сыграть большую роль, при формировании аксиологических установок. О значении слова педагога не раз говорили А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Однако, убеждение эффективно лишь в том случае, когда оно опирается на реальные жизненные впечатления человека, его поведенческие стереотипы. При этом нужно учитывать и психолого–физиологический компонент, выраженный в интеллектуально-нравственной неразвитости и эмоционально-волевой неустойчивости, которая толкает молодых людей на путь правонарушения.
В условиях воспитательной колонии расхождение с тем, что сотрудник говорит, как он это доводит до несовершеннолетнего и тем как он себя ведет, как реагирует на «провокации» несовершеннолетних осужденных может играть решающую роль. Без «организации» постоянного положительного жизненного опыта молодежи исправительно-воспитательный процесс будет затруднен.
Важно чтобы изменение воззрений несовершеннолетнего делинквента сопровождалось качественным изменением всего стиля жизни, патернов поведения. А это невозможно без формирования определенных привычек.
Знания и убеждения могут стимулировать правонарушителя молодежного возраста к положительной жизненной активности, а, в последствии, должна сформироваться потребность в ней. Реализовать же эту потребность можно лишь в деятельности, и деятельность первостепенной важности выступает труд, но труд «достойный». Для молодежи свойственна потребность в самовыражении и самоутверждении. Эта потребность должна учитываться в обязательном порядке при организации комплексного воспитательного процесса всеми сотрудниками исправительного учреждения.
Таким образом, психолого–акмеологический подход в воспитательной и психологической работе с несовершеннолетними осужденными в ВК и заключенными (содержащимися под стражей) представляет собой комплекс мероприятий, целью которых является профилактика деструктивных явлений и подготовка к законопослушному образу жизни на свободе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1154
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 34
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1