Стигматизация как реакция общества на подростков с девиантным поведением

110

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы измерения в юридической психологии детства (девиантное поведение, виктимизация и т.д.)

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Стигматизация как реакция общества на подростков с девиантным поведением // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

По мнению общества человек, который привык делать плохо, определяется обществом как «плохой» и сам не верит, что он может быть хорошим. Стигма – любой недостаток или дефект, или знак таковых, который оказывает серьезное негативное воздействие на социальное принятие затронутого индивида. Отклоняющееся от нормы поведение может быть ответом на стигматизацию. Поведение считается девиантным, поскольку люди считают его таковым. Девиант - это тот, на кого удалось наклеить этот ярлык.

Полный текст

По мнению общества человек, который привык делать плохо, определяется обществом как «плохой» и сам не верит, что он может быть хорошим. Стигма – любой недостаток или дефект, или знак таковых, который оказывает серьезное негативное воздействие на социальное принятие затронутого индивида. Отклоняющееся от нормы поведение может быть ответом на стигматизацию. Поведение считается девиантным, поскольку люди считают его таковым. Девиант - это тот, на кого удалось наклеить этот ярлык.

В апреле 2017 года нами было проведено диагностическое обследование в ГБПОУ ПТ №2 учащихся 9 класса в возрасте 15-18 лет с запросом от психолога, направленным на определение готовности 9-х классов к сдаче экзаменов.

Перед тестированием нам удалось присутствовать на учебных занятиях в потоковых 8-х, 9-х и 11-х классах. Из наблюдений хотелось бы отметить различность в преподавании учебного материала в зависимости от присутствующего на уроке класса. Диагностируемый 9-й класс известен в школе статусом “худшего” класса. Об этом сообщили учителя в личной беседе, а также напомнили на собрании, где присутствовали все классы образовательного учреждения. Большинство учителей отметили, что учащиеся недопустимо ведет себя на занятиях, часто ученики приходят на урок с невыполненным домашним заданием, отвечают редко либо вовсе отказываются, редко посещают уроки. По словам опрошенных учителей, причина перевода подростков в ГБПОУ ПТ №2 заключается в неуспеваемости и ненормативном поведении подростков в предыдущих школах.

В ходе наблюдения за классом на различных дисциплинах, мы убедились: большая часть класса не выполнили домашнее задание, некоторые ученики не посетили уроки либо пришли позже положенного, отвечать на вопросы учителей отказались, добровольно ответили редко. Также мы отметили большинство присутствующих на уроке русского языка, многие из которых с наличием выполненного домашнего задания. На уроке мы заметили несколько учеников желающих ответить и выйти к доске. Урок длительностью в 45 минут прошел без замечаний на тему их неудовлетворительного поведения. Стоит отметить, что в личной беседе учитель русского языка был единственным из числа опрошенных учителей, который отзывался больше положительно о подопечных, чем отрицательно. Он утверждал, что есть проблемы в усвоении материала, правильности выполнения домашнего задания, а также своевременным приходом на занятие.

Беседы с учителями образовательного учреждения указывают на предубежденное отношение к подросткам. Зная о том, каким было поведение нынешних учеников в предыдущей школе, новые учителя заранее определили для себя то, как они будут вести себя на занятиях. В общей беседе ученики выразили мнением о том, что они за время обучения (7 месяцев) привыкли к отношению со стороны педагогов.

Таким образом, личное отношение учителя к ученику влияет на то, каким будет поведение второго. Закрепленный ярлык “трудного” ученика и соответствующее отношение формирует у подростка такое поведение, какое ожидает от него окружение. Личное отношение учителей, выражающееся в предубежденном отношении к подросткам, необходимо рефлексировать, чтобы оно не отражалось на взаимоотношениях в ученическом коллективе, оценивании его умственных способностей и личностных черт, закреплении ярлыка девиантного подростка.

Важным является дальнейшее изучение процесса стигматизации в образовательных школах, а также его влияния на подростков.

Литература

  1. Шефер, Б., Шледер, Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Психологический журнал. 1993. № 1. 190 c.
  2. Becker, H. S. Outsiders: Studies in the Sociology of Deviance / H.S.Becker. – New York: 1963, 9 р.
  3. Tannenbaum, F. Crime and the Community / F. Tannenbaum. – New York: Columbia University Press, 1938. 487 p.

Метрики

Просмотров

Всего: 1204
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 110
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0