Сюжетно – ролевая игра детей старшего дошкольного возраста как ресурс для преодоления проблемного и отклоняющегося поведения в дошкольном образовательном учреждении

66

Общая информация

Рубрика издания: Программы профилактики девиантного/делинквентного поведения, а также виктимизации, и оценка их эффективности

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сюжетно – ролевая игра детей старшего дошкольного возраста как ресурс для преодоления проблемного и отклоняющегося поведения в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Игровая деятельность является основой для развития ребенка на дошкольном этапе детства. Она же представлена как ведущая деятельность и, во многом, благодаря ней формируются все возрастные новообразования. Чаще всего ребенок вовлекается в игру именно в дошкольном образовательном учреждении (детском саду), так как для этого существуют все необходимые условия.

Полный текст

Игровая деятельность является основой для развития ребенка на дошкольном этапе детства. Она же представлена как ведущая деятельность и, во многом, благодаря ней формируются все возрастные новообразования. Чаще всего ребенок вовлекается в игру именно в дошкольном образовательном учреждении (детском саду), так как для этого существуют все необходимые условия. Присутствует взрослый, который может посоветовать и направить деятельность в нужное русло, есть группа детей, разделяющих интересы и готовых вступить в игру, есть необходимые материалы для игры. Таким образом, детский сад является тем местом, где сюжетно-ролевая игра не только может быть успешно реализована, но также может выступать и в качестве регулятора поведенческих особенностей детей. Она не только является площадкой для реализации творческих способностей, но и вполне может быть использована как психокоррекционный инструментарий для работы с проблемным поведением.

Базой для практического исследования влияния сюжетно-ролевой игры на поведенческие паттерны дошкольников послужило ГБОУ СОШ «Курчатовская школа» №2077, структурные подразделения №10,11.

В 2016-2017 годах основным запросом на психологическую работу на базе ДОУ был запрос на работу с ненормативным поведением, которое проявлялось в виде агрессивного, импульсивного поведения, а также буллинга и нарушения правил поведения в рамках режимных моментов. С принятием ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта) дошкольного образования впервые в садах появляется термин «дети с ОВЗ». В категорию «ограниченные возможности здоровья» входят дети с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития и с комплексными нарушениями развития. В образовательных учреждениях, как правило, таких детей не объединяют в одну специальную группу (по типу коррекционного класса), а стараются максимально равномерно распределить по всем имеющимся группам с учетом специфики недуга и индивидуально – психологических особенностей ребенка, тем самым соответствуя стандартам инклюзивного образования и воспитания уже на начальной (дошкольной) ступени образования. Из двухлетнего опыта работы с дошкольниками с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) стоит отметить то, что они с трудом могут находить друзей среди «условной нормы» и выстраивать с ними социальный контакт в силу своих особенностей и ненормативного поведения. А именно: агрессивность, тревожность, гиперактивность, неуверенность в своих действиях и замкнутость. Зачастую, не находя понимания среди сверстников, дети с ОВЗ могут становиться «анти-лидерами», выбирая эту роль скорее вынужденно, для того, чтобы обратить на себя внимание сверстников. Как показали практические исследования, таких детей не стоит отделять или ограничивать в совместных видах игровой деятельности, боясь, что они могут внести в нее разлад. Наоборот, их стоит как можно чаще привлекать в групповые игры. В сюжетно – ролевой игре дошкольники с ОВЗ с трудом могут соблюдать даже простые правила, но атмосфера единения и общей заинтересованности не оставят и их равнодушными.

Несмотря на определенные трудности при соблюдении правил в сюжетно-ролевой игре, дети с задержкой в развитии с большим интересом и неподдельным желанием участвуют в задумывании игровых сюжетов, распределении и присвоении ролей. В данном случае, сюжетно-ролевая игра выступает формирующей и помогающей средой, попадая в которую, ребенок с ОВЗ в доступной для него форме получает необходимые социальные навыки и умения. Проигрывая волнующие его моменты и получая поддержку и одобрение со стороны воспитателей и группы, он уже не чувствует себя отвергаемым среди сверстников.

Опыт таких совместных проигрываний способствует тому, что дети с ОВЗ будут приняты и интегрированы в детское сообщество. Это, безусловно, благоприятным образом повлияет и на их социализацию, и на общее развитие.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому ребенку». Книга для педагогов и родителей. 3-е изд. СПб, 2001. C. 67-76.
  2. Морова Н. С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., 1998. C. 23-56.
  3. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М., 2013. C. 12-34.

Метрики

Просмотров

Всего: 1450
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 66
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0