Игровая деятельность является основой для развития ребенка на дошкольном этапе детства. Она же представлена как ведущая деятельность и, во многом, благодаря ней формируются все возрастные новообразования. Чаще всего ребенок вовлекается в игру именно в дошкольном образовательном учреждении (детском саду), так как для этого существуют все необходимые условия. Присутствует взрослый, который может посоветовать и направить деятельность в нужное русло, есть группа детей, разделяющих интересы и готовых вступить в игру, есть необходимые материалы для игры. Таким образом, детский сад является тем местом, где сюжетно-ролевая игра не только может быть успешно реализована, но также может выступать и в качестве регулятора поведенческих особенностей детей. Она не только является площадкой для реализации творческих способностей, но и вполне может быть использована как психокоррекционный инструментарий для работы с проблемным поведением.
Базой для практического исследования влияния сюжетно-ролевой игры на поведенческие паттерны дошкольников послужило ГБОУ СОШ «Курчатовская школа» №2077, структурные подразделения №10,11.
В 2016-2017 годах основным запросом на психологическую работу на базе ДОУ был запрос на работу с ненормативным поведением, которое проявлялось в виде агрессивного, импульсивного поведения, а также буллинга и нарушения правил поведения в рамках режимных моментов. С принятием ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта) дошкольного образования впервые в садах появляется термин «дети с ОВЗ». В категорию «ограниченные возможности здоровья» входят дети с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития и с комплексными нарушениями развития. В образовательных учреждениях, как правило, таких детей не объединяют в одну специальную группу (по типу коррекционного класса), а стараются максимально равномерно распределить по всем имеющимся группам с учетом специфики недуга и индивидуально – психологических особенностей ребенка, тем самым соответствуя стандартам инклюзивного образования и воспитания уже на начальной (дошкольной) ступени образования. Из двухлетнего опыта работы с дошкольниками с диагнозом ЗПР (задержка психического развития) стоит отметить то, что они с трудом могут находить друзей среди «условной нормы» и выстраивать с ними социальный контакт в силу своих особенностей и ненормативного поведения. А именно: агрессивность, тревожность, гиперактивность, неуверенность в своих действиях и замкнутость. Зачастую, не находя понимания среди сверстников, дети с ОВЗ могут становиться «анти-лидерами», выбирая эту роль скорее вынужденно, для того, чтобы обратить на себя внимание сверстников. Как показали практические исследования, таких детей не стоит отделять или ограничивать в совместных видах игровой деятельности, боясь, что они могут внести в нее разлад. Наоборот, их стоит как можно чаще привлекать в групповые игры. В сюжетно – ролевой игре дошкольники с ОВЗ с трудом могут соблюдать даже простые правила, но атмосфера единения и общей заинтересованности не оставят и их равнодушными.
Несмотря на определенные трудности при соблюдении правил в сюжетно-ролевой игре, дети с задержкой в развитии с большим интересом и неподдельным желанием участвуют в задумывании игровых сюжетов, распределении и присвоении ролей. В данном случае, сюжетно-ролевая игра выступает формирующей и помогающей средой, попадая в которую, ребенок с ОВЗ в доступной для него форме получает необходимые социальные навыки и умения. Проигрывая волнующие его моменты и получая поддержку и одобрение со стороны воспитателей и группы, он уже не чувствует себя отвергаемым среди сверстников.
Опыт таких совместных проигрываний способствует тому, что дети с ОВЗ будут приняты и интегрированы в детское сообщество. Это, безусловно, благоприятным образом повлияет и на их социализацию, и на общее развитие.