Возможности профилактики девиантного поведения в системе образования
Общая информация
Рубрика издания: Программы профилактики девиантного/делинквентного поведения, а также виктимизации, и оценка их эффективности
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Возможности профилактики девиантного поведения в системе образования // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.
Фрагмент статьи
Особую актуальность сегодня приобретают исследования, связанные с изучением природы девиантного поведения, анализом деятельности служб, входящих в систему профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и их эффективности. Наибольшими возможностями для обеспечения ранней профилактики девиантного поведения обладает система образования, которая должна нести ответственность за решение проблем профилактики. Решение проблем социализации учащихся – необходимое звено воспитательной и образовательной деятельности школы.
Полный текст
Особую актуальность сегодня приобретают исследования, связанные с изучением природы девиантного поведения, анализом деятельности служб, входящих в систему профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и их эффективности. Наибольшими возможностями для обеспечения ранней профилактики девиантного поведения обладает система образования, которая должна нести ответственность за решение проблем профилактики. Решение проблем социализации учащихся – необходимое звено воспитательной и образовательной деятельности школы. Причем, профилактические программы должны быть ориентированы на решение проблем, значимых не только для общества в целом, но и актуальных для учащихся.
К сожалению, на сегодняшний день имеется много противоречий между целями, стоящими перед образовательными учреждениями, ориентированными на воспитание социально адаптированной личности, и недостаточной разработанностью научно обоснованного методического обеспечения воспитательно-профилактической деятельности. А также между необходимостью повышения эффективности превентивной деятельности и невысокой профессиональной компетентностью специалистов субъектов профилактики в вопросах предупреждения деструктивного девиантного поведения.
Отсюда, основные направления, которые, с нашей точки зрения, в своей совокупности, могут служить основой для построения оптимальной модели профилактики девиантного поведения подростков:
1. Совершенствование существующих подходов к профилактике девиантного поведения. Иногда соответствующим социальным службам проще и удобнее просто изолировать детей с асоциальным поведением, поместив их в специализированные учреждения. Но всё-таки нужно делать все возможное, чтобы не допустить появления девиаций или же помочь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернуться к нормальной жизни. Для этого необходимы новые подходы, методы и технологии работы с детьми данной категории. Важно отметить роль прогнозирования отклоняющегося поведения для того, чтобы выявить предпосылки и определить меры блокирования негативных и развития позитивных тенденций.
2. Совершенствование кадровых практик. Одним из важных направлений превентивной деятельности являются коррекция педагогических позиций, повышение компетентности субъектов профилактики в области проведения диагностики и оценки причин, условий и факторов появления отклонений в поведении, дифференциации девиантного поведения созидательной и разрушительной направленности и определения способов профилактической деятельности.
Для изучения природообусловленного влияния на формирование личностных качеств, свойственных отклоняющемуся поведению мы провели исследование «Личностные и нейропсихологические предпосылки девиантного поведения подростков». В результате исследования были изучены связи нейропсихологических предпосылок, обнаруживаемых в проявлении функциональной асимметрии мозга, с личностными особенностями и временной перспективой как фактора личностной зрелости – незрелости у 120 подростков.
Было установлено, что испытуемые с левым показателем пробы перекрест рук с такими индивидуально-психологическими характеристиками как импульсивность, возбудимость, беспечность, эмоциональная неустойчивость были выявлены различные склонности к девиантному поведению.
На наш взгляд, при обнаружении временной перспективы, направленной в будущее – показателя личностной зрелости, возможно предупреждение развития склонностей к девиантному поведению подростков с латентной леворукостью (левый показатель пробы перекрест рук по А.Р.Лурия) путем создания условий для реализации их потенциальных творческих ресурсов и способностей, связанных с доминированием правополушарных функций, а также изменения внутренних установок, формирования самоопределения, развития волевых качеств, предоставления простора для социально-полезной активности подростков. Авторитарные же воспитательные меры в отношении подростков со склонностями к девиациям только лишь усугубляют последствия.
По мнению Антоняна Ю.М., самый эффективный путь борьбы с девиантным поведением молодежи – это его общесоциальное предупреждение.
Литература
-
Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М.. 2004. C. 34-40
-
Гут Ю.Н. Кабардов М.К. Исследование предпосылок девиантного поведения подростков // Научный результат. Педагогика и психология образования. Т.2, No 3, 2016. C. 22-34
-
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.. 1973. C. 43-56
-
Попова, Е.М., Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных учреждений : автореф. дис. ... канд. псх. наук. М.. 2011. C. 33-57
Метрики
Просмотров
Всего: 1320
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 70
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0