Особенности процесса исправления осужденных молодежного возраста

153

Общая информация

Рубрика издания: Современные технологии психосоциальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в юридически значимых ситуациях

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ильин А.В. Особенности процесса исправления осужденных молодежного возраста // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Возраст в той или иной мере определяет поведение человека, его интересы, потребности, жизненные планы. Если поведение и действия пожилых людей чаще всего являются следствием обдуманных решений, то для несовершеннолетних более характерны импульсивность, агрессивность, подверженность настроению группы и ситуации.

Полный текст

Возраст в той или иной мере определяет поведение человека, его интересы, потребности, жизненные планы. Если поведение и действия пожилых людей чаще всего являются следствием обдуманных решений, то для несовершеннолетних более характерны импульсивность, агрессивность, подверженность настроению группы и ситуации.

Их мировоззрение крайне противоречиво, что объясняется, прежде всего, наличием в сознании элементов стихийности, отсутствием социально-значимого жизненного опыта. На развитии интеллекта отрицательно сказывается отсутствие тяги к повышению своего общеобразовательного уровня, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

Характерная особенность этой категории осужденных – склонность к дружеским контактам, повышенная доверчивость, прямота, стремление занять лидирующее положение в иерархии осужденных.

Опыт показывает, что зачастую из-за стремления жить в колонии по воровским понятиям в их среде создаются благоприятные условия для круговой поруки и групповщины. Нередко криминальные авторитеты и рецидивисты, умело, играя на этих чувствах, вовлекают несовершеннолетних в преступные группировки.

Среди молодых осужденных немало лиц, у которых нет родителей, что отрицательно сказалось на их сознании, характере, чувствах и мировоззрении. Лишенные родительской ласки, испытавшие всяческие невзгоды и лишения, они душевно огрубели, ими постепенно овладело безразличие к себе, к своим поступкам и к своей судьбе. Это обстоятельство доказывает тот факт, что воспитательный процесс с этой категорией осужденных должен строиться на основе доверительных отношений между ними и сотрудниками колонии. Метод убеждения должен сочетаться с организацией общественно-значимого поведения.

Нравственная самооценка осужденных молодежного возраста завышена. Уровень притязаний высок. Потребность в самоутверждении они удовлетворяют с помощью асоциальных средств, таких как угроза, запугивание, преувеличение своих заслуг, физическая расправа и др.

Поведение осужденных молодежного возраста импульсивно, подвержено влиянию группы, в которую они входят. Они достаточно конформны и нравственно неустойчивы.

Особенности состава и социально-педагогической характеристики личности осужденных молодежного возраста требуют более продуманного подхода к их трудовому воспитанию. Это обусловлено тем, что их значительная часть не имеет трудовых навыков и привычек. Многие осужденные вообще не участвовали в общественно полезном труде и вели паразитический образ жизни. Для этой категории осужденных свойственна низкая общественная активность. Поэтому важно сосредоточить внимание на искоренение у осужденных пренебрежительного отношения к труду и людям труда. Это достигается путем

путем широкой разъяснительной работы о сущности рыночной экономики, формирования социальной установки о необходимости трудиться, посредством активного вовлечения молодых осужденных в общественно полезный труд с первых же дней пребывания их в колонии.

При этом важно не простое механическое зачисление новичка в ту или иную учебную группу или бригаду, а предоставление ему рабочего места на технически оснащенном производстве. Именно квалифицированный и хорошо организованный труд вызывает желание работать, получить специальность.

Большое значение имеет правильная организация досуга, умение направить энергию осужденного на полезные дела. Следует шире вовлекать осужденных в кружки художественной самодеятельности, организовывать спортивные соревнования, давать им поручения. Отношение осужденного к воспитательным воздействиям зависит от социально-психологической обстановки в исправительном учреждении, преобладающей направленности осужденных в отряде и ее лидеров. Известный принцип Антон Семеновича Макаренко «о влиянии в коллективе и через коллектив» не потерял своей актуальности в настоящее время. В положительно направленном коллективе чувствительность осужденного к воспитательным воздействиям возрастает, если требования предъявляются не только от воспитателя, но и от имени коллектива (большинства осужденных). В то же время, если осужденный является членом малой группы отрицательной направленности, принимает ее нормы и ценностные ориентации, то чувствительность к воспитательным воздействиям уменьшается, наступает их отрицание, демонстративное неповиновение требованиям администрации.

Воспитательное воздействие воспринимается эффективнее, если оно осуществляется авторитетным воспитателем. Восприимчивость резко снижается при антипатии, презрении или равнодушном отношению к воспитателю (начальнику отряда, учителю, мастеру).

Восприятие воспитательных воздействий зависит и от содержания и объема информации, которая в них содержится. Информация большого объема иногда утомляет и притупляет восприятие.

Перечисленные принципы и условия воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных и лиц молодежного возраста позволяют повысить эффективность исправительного процесса в учреждениях закрытого типа.

Информация об авторах

Ильин Александр Валерьевич, кандидат психологических наук, начальник психологической службы, ФКУ «Научно-исследовательский институт ФСИН России», Москва, Россия, e-mail: ailin99@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1277
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 153
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0