Результаты апробации тренинговой программы «Внутренняя позиция школьника»

44

Общая информация

Рубрика издания: Тренинговые технологии в работе с проблемным поведением

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Результаты апробации тренинговой программы «Внутренняя позиция школьника» // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Актуальность создания данной тренинговой программы состоит в содействии формирования внутренней позиции школьника, адаптации его к новым условиям, раскрытие его внутреннего потенциала. Когда ребенок начинает ходить в школу, происходит перестройка образа жизни и деятельности первоклассника. Исследования психологов, педагогов и других специалистов показывают, что есть ребята, трудно адаптирующиеся к новым условиям в силу индивидуальных психофизиологических особенностей.

Полный текст

Актуальность создания данной тренинговой программы состоит в содействии формирования внутренней позиции школьника, адаптации его к новым условиям, раскрытие его внутреннего потенциала. Когда ребенок начинает ходить в школу, происходит перестройка образа жизни и деятельности первоклассника. Исследования психологов, педагогов и других специалистов показывают, что есть ребята, трудно адаптирующиеся к новым условиям в силу индивидуальных психофизиологических особенностей. Готовность к позиции школьника не определяется высоким уровнем интеллектуального развития и, даже если ребенок обладает запасом навыков и умений, необходимым для учебы в школе, это не означает, что адаптация к школе пройдет легко

По определению Л.И. Божович под внутренней позицией школьника понимается возникновение нового отношения ребенка к окружающей действительности, возникающее при тесном переплетении познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми.

Цель нашего тренинга – развитие внутренней позиции у учащихся 1-2 классов.

Тренинг построен в соответствии с теоретической моделью О.А. Щербининой, которая выделяет 4 компонента: когнитивный, мировоззренческий, мотивационно-поведенческий, эмоционально-оценочный.

Программа тренинга состоит из четырех блоков.

Первый блок включает в себя знакомство, создание микроклимата в группе, направлен на когнитивный компонент, на отношения в системе «ребенок-взрослый», установление правил и дисциплины в группе. Комплекс упражнений, входящий в данный блок, позволит создать благоприятную рабочую атмосферу, познакомиться со всеми членами группы и с тренерами, продиагностировать текущую ситуацию в группе и взаимоотношения между учениками.

Второй блок направлен на мировоззренческий компонент, изучение отношений и эмоциональных реакций на возникающие трудности, высказывание собственной позиции в ситуациях, отношение к помощи со стороны взрослых.

Третий блок направлен на мотивационно-поведенческий компонент, включающий в себя проявление ответственности, самостоятельности, произвольности поведения.

Четвертый блок – эмоционально-оценочный, направлен на осознание своих переживаний, эмоций.

Данная программа была частично апробирована на группе семилетних детей в количестве 8 человек. Акцент ставился преимущественно на развитии произвольного поведения и внимания, так как первичная диагностика показала, что именно по этим параметрам есть показатели ниже нормы.

Результаты второй диагностики показали небольшие положительные изменения по данным показателям. Дети стали более спокойны, начали стараться контролировать свое поведение и деятельность, пытались достигать поставленных целей со стороны взрослых, получили представление об эмоциях и пытались их почувствовать у себя, распознать, пытались излагать свои мысли и рассуждать, приходить к компромиссу.

В ходе апробирования данного тренинга в РОО клубе ЮНЕСКО «Сфера» был получен положительный результат, который также подтверждается обратной связью детей и сотрудников клуба. Исходя из этого, можно сделать вывод, что тренинг оказывает положительное воздействие, разработан в соответствии с методической литературой и готов к использованию.

Литература

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Москва: Просвещение. 1968. 464 с.
  2. Зубова, Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности: монография / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. – Оренбург: ГУ РЦРО. 2007. 175 с.

Метрики

Просмотров

Всего: 1008
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 44
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0