Особенности восприятия детско-родительских взаимоотношений у подростков, склонных к аутоагрессивному поведению

104

Общая информация

Рубрика издания: Современные исследования девиантного развития, в т.ч. новых видов девиаций, связанных с интернетом

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Михайлова О.Е. Особенности восприятия детско-родительских взаимоотношений у подростков, склонных к аутоагрессивному поведению // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Психологические исследования показывают, что деструктивные семейные взаимоотношения являются одним из наиболее значимых факторов риска аутоагрессивного поведения у детей и подростков (Бэрон Р., Ричардсон Д., Ошевский Д.С., Положий Б.С., Терехина С.А. и др.). В связи с этим, можно утверждать, что исследование особенностей восприятия несовершеннолетним детско-родительских отношений является актуальным. Данное исследование позволит определить факторы риска аутоагрессии у подростков, и наметить направления профилактики.

Полный текст

Психологические исследования показывают, что деструктивные семейные взаимоотношения являются одним из наиболее значимых факторов риска аутоагрессивного поведения у детей и подростков (Бэрон Р., Ричардсон Д., Ошевский Д.С., Положий Б.С., Терехина С.А. и др.). В связи с этим, можно утверждать, что исследование особенностей восприятия несовершеннолетним детско-родительских отношений является актуальным. Данное исследование позволит определить факторы риска аутоагрессии у подростков, и наметить направления профилактики.

Цель пилотажного исследования в нашей работе – это выявление особенностей восприятия детско-родительских отношений у подростков, склонных к аутоагрессивному поведению.

Материал исследования: Результаты психологического исследования учеников ГБОУ СОШ №158 и ГБОУ ЦО №2116 города Москвы. В исследовании принимали участие 28 несовершеннолетних мальчиков и девочек. Выборка была уравнена по возрасту (средний возраст -14±1), а также по гендерному признаку (в одинаковом соотношении в выборке были представлены как мальчики, так и девочки).

Методы исследования: исследование проводилось в два этапа: на первом этапе была выявлена группа подростков, склонных к аутоагрессивному поведению. С помощью Методики “Определение склонности к отклоняющемуся поведению” Орел. А.Н., «Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению». Второй этап заключался в исследовании семьи, как фактора риска аутоагрессивного поведения у подростков. Для данного исследования использовалась Методика “Подростки о родителях. ADOR”. Статистическая обработка проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics 22. При сравнении показателей использовался непaраметрический критерий для незавиcимых выборок Мaнна-Уитни (U) и непараметрический метод корреляция Спирмена.

Предварительные результаты:

Корреляцинное исследование показало высокую прямую зависимость между шкалой «враждебность матери» методики ADOR и «шкалой склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» методики “Определение склонности к отклоняющемуся поведению” Орел. А.Н. (значение Спирмена - 0,702). Сравнительные исследования показали значимые различия (p˂0,01) в группах по шкале «непоследовательность в воспитании» обоих родителей методики ADOR.

Таким образом, перечисленные выше особенности детско-родительских отношений можно рассматривать в качестве факторов, повышающих риск аутоагрессивного поведения у несовершеннолетних.

Литература

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. С. 352.
  2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. С. 399.
  3. Кипрюшина, А.А. Особенности детско-родительских отношений в дисфункциональных семьях и их влияние на формирование эмоционального состояния личности подростка (на примере девиантных подростков) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Вып. 4. С. 11-17.

Информация об авторах

Михайлова Ольга Евгеньевна, студентка факультета «Юридическая психология», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: mrs.mikhaylova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1280
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 104
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1