Использование квестов как форм тренинговой работы с детьми и подростками в рамках коррекционно-развивающей деятельности

76

Общая информация

Рубрика издания: Тренинговые технологии в работе с проблемным поведением

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Использование квестов как форм тренинговой работы с детьми и подростками в рамках коррекционно-развивающей деятельности // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

В настоящее время одним из популярных направлений игровой деятельности выступают квесты (в переводе с англ. «quest» - «поиск») Квест представляет собой игру с увлекательной сюжетной линией. Его основная идея: выбраться из закрытого помещения за ограниченное время, с помощью выполнения заданий.

Полный текст

В настоящее время одним из популярных направлений игровой деятельности выступают квесты (в переводе с англ. «quest» - «поиск») Квест представляет собой игру с увлекательной сюжетной линией. Его основная идея: выбраться из закрытого помещения за ограниченное время, с помощью выполнения заданий.

Учитывая популярность данного направления, особый формат проведения и легкость в создании различных сюжетов, мы предлагаем включать квесты в работу с детьми и подростками. Нами были проведены пробные варианты квест – реалити в своей тренинговой программе «Социальная адаптация» при работе с детьми в рамках коррекционно-развивающей практики в ГБУ ЦССВ «Южный».

Квест «Остаться в живых» был проведен нами в качестве одного из тренингов в рамках данной практики. Его цель: создание доверительного отношения в коллективе. Структура квеста включает в себя три этапа:

1. Приветствие участников.

2. Основная часть (квест – игра). В предложенном квесте ребята попали в лабораторию профессора Лока и должны разобраться в случившимся. Для этого они выполняют связанные между собой задания.

3. Обсуждение прошедшей игры.

Плюсы подобного подхода в работе психологов

А) Яркий сюжет и интересные задания способствуют вовлечению ребят в работу с психологом. В течение нашей программы практически все дети были полностью погружены в процесс, каждый старался держаться в коллективе, что поспособствовало сплочению группы.

Б) Во время прохождения квеста ребенок выступает в вымышленной роли, полностью проживая предложенную ситуацию, что помогает его личности раскрыться и проявиться с разных сторон.

В) Квест предоставляет возможность для коррекционно-развивающей работы. Можно предложить ребенку пережить ситуацию, которая в настоящей жизни вызывает у него проблемы (страхи, неуверенность и т.д.).

Г) Квест имеет четко заданный временной формат, в рамках которого ребята должны справиться с поставленной целью, что тренирует эффективность принятия решений.

Как мы видим, у квеста существует немалое количество достоинств, в связи с чем целесообразно более масштабное включение данной деятельности в работу с детьми специалистов-психологов.

В то же время, отметим некоторые различия между формами квеста, большой психологической игры (БИП) и классическим тренингом личностного развития.

1. Квест имеет четкую сюжетную линию, все предлагаемые задания логически связаны между собой. А БИП включает в себя более свободный, адаптивный сюжет.

2. Процесс проживания в БИП составляет 80% времени, в тренинге большая часть времени уделяется рефлексии. А форма квеста – это 100% проживания предлагаемой ситуации.

3. Квест и БИП, в отличие от тренинга, дают возможность участникам не просто активно проживать опыт, а ведут по пути трансформации своего «я».

4. В БИП используются механизмы выбора и свободы, накладывающие ответственность за происходящее в игровом пространстве на человека. Квест, напротив, ставит человека в приближенные к реальности условия, когда приходится прикладывать усилия и выполнять задания, даже если они не нравятся, но без которых невозможно дальнейшее развитие. Таким образом, квестовая форма коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками разных возрастов имеет преимущества по сравнению с традиционными формами тренинга. В первую очередь такая форма работы интереснее и увлекательнее для самих участников в силу специфики детского и подросткового возрастов. При этом сохраняется большинство позитивных и эффективных для работы свойств классического тренинга.

Литература

  1. Леванова, Е.А. Игра в тренинге : возможности игрового взаимодействия / Е.А. Леванова. Санкт-Петербург : Питер, 2011.
  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. Санкт-Петербург : Питер, 2011.
  3. Телегина, И.О. Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге [Электронный ресурс]. URL: https://psy.wikireading.ru/95571 (дата обращения 15.10.2017).
  4. Толковый словарь русского языка ХХI века [Электронный ресурс] – URL: https://how-to-all.com (дата обращения:15.10.2017).

Метрики

Просмотров

Всего: 1094
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 76
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1