В течение последних десятилетий в России происходят преобразования во всех областях жизни, которые иногда приводят к негативным последствиям. К таковым можно отнести виктимизацию населения. В силу возрастных особенностей, виктимизации особенно подвержены подростки и молодёжь.
Психологические особенности виктимного поведения подростков относятся к малоизученной области психологии. В настоящее время существует лишь небольшое количество работ, посвящённых этой проблеме. Исследования проводились в основном на судебно-психиатрическом материале. Однако, исследований проявления виктимности подростков, не ставших жертвой криминальной ситуации, практически нет.
В становлении человека жертвой в различных ситуациях большую роль играет собственное поведение, семейное воспитание, жизненный опыт. Выявлены определённые личностные качества, которые повышают вероятность появления виктимного поведения.
Остаются малоизученными факторы, предопределяющие виктимное поведение подростков и его развитие. Практически отсутствует система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение виктимного поведения.
В связи с этим, нами рассмотрены подходы к изучению взаимосвязи личностных качеств с социальным статусом подростков в группе, краткая характеристика социометрического статуса и его восприятия членами группы, социометрия Я. Морено как отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах.
В результате проведённого анализа научной литературы о виктимности, особенностях личностного развития в старшем подростковом возрасте и социометрическом статусе подростка в группе мы предположили, что существует взаимосвязь между уровнем виктимности и социометрическим статусом подростка в группе.
Известно также, что социометрический статус личности в группе зависит от двух систем факторов: от качеств самой личности, а также характерных особенностей группы. Некоторые учёные считают, что социометрический статус – показатель того, насколько личность способна инициировать деловые и близкие отношения.
Неумение строить отношения должным образом приводит к снижению социометрического статуса в группе и, как следствие, к дальнейшей виктимизации подростка, поскольку именно в старшем подростковом возрасте подросток учится строить отношения с группой, противоположным полом, определяется со своим будущим.
На основе изученной информации предполагается провести эмпирическое исследование в учебных группах старших школьников с целью выявления характера взаимосвязи между уровнем виктимности подростка и его социометрическим статусом в группе и на основе полученных результатов составить рекомендации по профилактике виктимного поведения старших подростков.