Вопросы законодательной регламентации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа

31

Общая информация

Рубрика издания: Правовые основания психологической помощи детям и подросткам

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Вопросы законодательной регламентации деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа входят в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений. Создание таких учреждений позволяет расширить возможность выбора индивидуально-профилактических мер воздействия на детей и подростков, имеющих отклонения в поведении.

Полный текст

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа входят в систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений. Создание таких учреждений позволяет расширить возможность выбора индивидуально-профилактических мер воздействия на детей и подростков, имеющих отклонения в поведении.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» данные учреждения:

- организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

- осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- осуществляют функции, по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Существует ряд спорных и довольно уязвимых вопросов законодательной регламентации деятельности учебно-воспитательных учреждений открытого типа в части, касающихся приема несовершеннолетних и действий родителей (законных представителей), давших согласие на обучение детей в таких учреждениях.

Ранее на правительственном уровне была сделана попытка конкретизировать перечень несовершеннолетних, подлежащих приему в данного вида учреждения. Так, в соответствии с Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»., в этот перечень были включены три категории несовершеннолетних:

- с устойчивым противоправным поведением;

- подвергшихся любым формам психологического насилия;

- отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения и испытывающих трудности в общении с родителями.

Вместе с тем на практике возникают сложности при решении вопроса, каких несовершеннолетних следует отнести к лицам с устойчивым противоправным поведением.

В обозначенном правительственном акте данное понятие не раскрыто. Более того, указанное постановление Правительства было отменено., хотя в уставы подавляющего большинства специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением открытого типа была перенесена (и сохранена по сей день) из Типового положения формулировка «несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением».

Указанное обстоятельство приводит к достаточно вольному подходу к определению категорий лиц, подлежащих обучению в специальных общеобразовательных школах открытого типа.

В настоящее время пунктом 1 ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что «специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода…».

Однако цитируемая правовая норма не определяет критерии нуждаемости в специальном педагогическом подходе.

Представляется, что в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних при решении вопроса о продолжении их обучения необходимо внести дополнения в подп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», позволяющие четко определять критерии нуждаемости детей в специальном педагогическом подходе.

Также необходимо конкретизировать перечень несовершеннолетних, подлежащих приему в учреждения данного вида. В частности, представляется правильным включить в данный перечень несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением, установив одновременно критерии однообразного подхода к определению данной категории детей и подростков.

Литература

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних//Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177
  2. Постановление Правительства РФ от 25.04.1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением»// Собрание законодательства РФ от 01. 06. 1995, N 18, ст. 1681
  3. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ от 07.04. 2014, N 14 ст. 1636.

Метрики

Просмотров

Всего: 1029
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0