К вопросу о проблеме развития навыков социально-личностного прогнозирования саморазвития у выпускников интернатных учреждений

22

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы психосоциального сопровождения несовершеннолетних в юридически значимых ситуациях, в т.ч. в ходе судебно-следственных действий

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Симакова Т.А. К вопросу о проблеме развития навыков социально-личностного прогнозирования саморазвития у выпускников интернатных учреждений // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Авторство собственной жизни для выпускников интернатных учреждений является сверхсложной задачей. Самопреобразовательная деятельность, как и любая другая деятельность, социальна по своей природе, то есть она не заложена в человеке априори, ее мотивация и навыки формируются в процессе овладения человеком социально-культурным опытом всего человечества. При этом особое значение имеет период раннего онтогенеза, при норме развития протекающий в условиях семейного воспитания. Для выпускников интернатных учреждений такое общение носит дефицитарный характер.

Полный текст

Авторство собственной жизни для выпускников интернатных учреждений является сверхсложной задачей. Самопреобразовательная деятельность, как и любая другая деятельность, социальна по своей природе, то есть она не заложена в человеке априори, ее мотивация и навыки формируются в процессе овладения человеком социально-культурным опытом всего человечества. При этом особое значение имеет период раннего онтогенеза, при норме развития протекающий в условиях семейного воспитания. Для выпускников интернатных учреждений такое общение носит дефицитарный характер.

В контексте обозначенной проблемы метод социально-личностного прогнозирования саморазвития – это совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективного индивидуального опыта жизни и предвидения будущего строить жизненные планы.

При планировании комплексных программ психолого-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений, нацеленных на развитие навыков социально-личностного прогнозирования саморазвития, наряду с традиционными методологическими принципами важно учитывать синергетические принципы сложных открытых самоподдерживающих систем, таких как принцип неопределенности, принцип нелинейности, принцип поливариантности.

Ученые и практики, занимающиеся вопросами изучения самопознания и саморазвития, приходят к выводу о необходимости фасилитации этой стороны жизнедеятельности человека. В отношении выпускников интернатных учреждений фасилитация имеет особое значение, поскольку многие подростки, оказавшиеся в интернатных учреждениях, имеют психологические травмы.

Построение функциональной структуры психолого-педагогической программы сопровождения выпускников интернатных учреждений, ориентированной на формирование навыков социально-личностного прогнозирования саморазвития, включает следующие закономерные этапы:

– стимулирование потребности к самосовершенствованию с одновременным отказом от социальной позиции потребительства;

– формирование конструктивной мотивации самопознания и саморазвития;

– уяснение закономерной последовательности интегральных рефлексивных процессов;

– выполнение учебных заданий с предписаниями, ориентированными на саморазвитие;

– проявление навыков саморазвития при рамочных заданиях. Овладение прогнозированием саморазвития предполагает приобретение комплекса следующих умений:

– выявление различных источников информации (мнения других людей, самопознание, теоретические знания о природе личности, результаты психологической диагностики);

– анализ информации о себе, полученной из различных источников, с выявлением положительных и отрицательных тенденций;

– построение программы саморазвития, с учетом выявленных тенденций;

– способность конструктивно преодолевать психические состояния внутренних противоречий (борьбу мотивов), закономерно сопровождающих самопреобразовательную деятельность, целенаправленное самоизменение.

Операциональная сторона развития навыков социально-личностного прогнозирования саморазвития опирается на исторические аналогии, знакомство и изучение биографий конкретных людей из социального окружения, построение сценариев личного будущего.

Психологический анализ личного опыта подвергается пошаговой обработки:

– самопознание себя как субъекта собственного жизненного опыта;

– самопознание через соотнесение мнения о себе с мнением другого человека, группы людей;

– самопознание через анализ результатов собственной деятельности;

– самопознание через анализ результатов психологической диагностики;

– самопознание себя посредством наблюдения собственных внутренних состояний;

– формирование аутокомпетентности с выделением потенциала самопреобразования.

Овладение навыками социально-личностного прогнозирования саморазвития в качестве деятельности, может рассматриваться в качестве приоритетной цели современной системы психолого-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений. Поскольку корректно выстроенный прогноз обеспечивает ресурсное освоение основ протекания саморазвития, приобретение практических навыков, их апробацию и неконфликтную корректировку в необходимых случаях.

Информация об авторах

Симакова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования, Академия ФСИН России, Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5715-0291, e-mail: simakovatanea@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1093
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 22
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1