Медиация представляет собой альтернативный судебному способ урегулирования спора, при котором стороны обращаются за содействием к независимому, нейтральному лицу – медиатору. Одновременно с этим медиация может являться и восстановительной практикой, направленной на заглаживание вреда и восстановление отношений. Одна из сфер, где наиболее часто применяется медиация – это семейные отношения, семейные споры, в том числе по поводу детей.
Семейные конфликты в силу своей специфики часто сопровождаются всплесками эмоций, причем это касается всех сторон спора. В случае, когда возникает необходимость привлечения приставов для исполнения решения суда о передаче ребенка, вероятность усугубления конфликтной ситуации увеличивается.
Медиаторы умеют общаться как со взрослыми, так и c детьми, используя различные коммуникативные инструменты и помогая восстановить диалог между спорящими сторонами. Применение медиаторами восстановительного подхода позволяет сторонам лучше осознать последствия совершаемых ими действий, в том числе вред, который может быть причинен окружающим и, в первую очередь, ребенку. Восстановительный подход, как и классическая медиация, направлен на отделение человека от проблемы, ориентирован на интересы человека, а не заявляемые позиции.
В ходе беседы медиатора и ребенка, если медиатор ориентирован на достижение восстановительного эффекта, можно помочь ребенку лучше справиться с непростой ситуацией конфликта родителей. Одновременно с этим – бережно, без дополнительной травматизации прояснить интересы ребенка и найти оптимальные способы защиты его прав.
Медиатор может помочь родителям лучше понять интересы ребенка, его переживания и страхи. Когда кто-либо из родителей действует деструктивно и конфликт не удается уладить в данный конкретный момент исполнительных действий, медиация может дать возможность для последующего налаживания контакта сторон спора и ребенка. И, что не менее важно, применение восстановительного подхода позволит снизить риск причинения вреда от принудительных исполнительных действий, причем восстановительная беседа может быть проведена с любой из сторон, включая ребенка, и на любом этапе.
Необходимо подчеркнуть, что профессиональная деятельность медиатора не направлена на изменение мнения сторон (будь то взрослые или ребенок), но лишь на прояснение мнения и интересов каждой из участвующих сторон исполнительного производства с целью выработки решений и стратегий поведения, направленных на удовлетворение интересов всех участников. Если необходимо изменить мнение ребенка, противоречащее его интересам (например, отказ от проживания с взыскателем), данную задачу должен решать детский психолог, который может провести необходимые психокоррекционные занятия, направленные на формирование позитивного отношения к родителю-взыскателю.
Как приставы, так и специалисты-психологи, которые привлекаются для участия в исполнительных действиях, по факту часто вынуждены брать на себя роль медиаторов. Однако, к сожалению, чаще всего, такие непрофессиональные медиаторы не обладают необходимыми умениями и навыками для конструктивного разрешения сверх накаленных конфликтов.
Овладение как приставами, так и специалистами-психологами инструментарием, который применяют профессиональные медиаторы, на наш взгляд, может помочь не только в более конструктивном урегулировании конфликтов, возникающих при совершении исполнительных действий, но и в защите прав и интересов детей, которые оказываются наиболее уязвимой стороной в случае конфликта родителей.