Программа развития компонентов жизнестойкости у подростков "Держи удар"

221

Общая информация

Рубрика издания: Тренинговые технологии в работе с проблемным поведением

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Программа развития компонентов жизнестойкости у подростков "Держи удар" // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению.

Фрагмент статьи

Психолого-педагогическая программа «Держи удар» направлена на развитие у подростков компонентов жизнестойкости, формирование жизнестойких установок и навыков эффективного функционирования в условиях трудной жизненной ситуации. Программа предоставляет комплексную модель развития компонентов жизнестойкости, ориентирована на работу с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, переживающими или ранее пережившими кризисную ситуацию и детьми «группы риска».

Полный текст

Психолого-педагогическая программа «Держи удар» направлена на развитие у подростков компонентов жизнестойкости, формирование жизнестойких установок и навыков эффективного функционирования в условиях трудной жизненной ситуации. Программа предоставляет комплексную модель развития компонентов жизнестойкости, ориентирована на работу с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, переживающими или ранее пережившими кризисную ситуацию и детьми «группы риска».

Психофизиологический кризис, кризис личностный и социальный концентрируются в одном жизненном периоде, что требует от подростка “запустить” механизмы совладающего поведения. В подростковом возрасте активизируются личностные структуры, связанные с компонентами жизнестойкости, что делает этот период сензитивным для их развития.

Подростковый возраст для детей “группы риска” является еще более сложным, так как им, помимо возрастных задач, приходится решать задачи преодоления неуспешности в деятельности, неумения строить отношения со сверстниками, дефектов семейного воспитания, состояния здоровья, стигматизации в обществе и дезадаптации. Все это приводит к нарушенному образу «Я» и несформированности важных новообразований предыдущих возрастов.

Теоретической и методологической базой программы являются: концепция жизнестойкости С.Мадди, культурно-исторический подход Л.С. Выготского, деятельностный подход к пониманию развития психики, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, теория о ведущей роли обучения и воспитания Б.Г. Ананьева, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса и др.

Идея жизнестойкости подразумевает оптимальную реализацию человеком своих возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях, «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность» в этих ситуациях. Личностная переменная hardiness (по Д.А.Леонтьеву жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. С. Мадди определяет жизнестойкость как систему установок или убеждений, поддающихся формированию и развитию — установки на включенность в противовес отчуждению и изоляции, установки на контроль за событиями в противовес чувству бессилия и установки на принятие вызова и риска в противовес стремлению к безопасности и минимизации напряжений. Также жизнестойкость включает в себя такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность.

Программа рассчитана на один год работы (36 занятий). В структуру программы входят два содержательных блока, соответствующих концепции проявления компонентов жизнестойкости на разных уровнях психики: социально-психологический и личностно-смысловой. На социально-психологическом осуществляется развитие: эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта, способствующих саморефлексии и осмыслению жизненных событий, что противостоит чувству беспомощности, бездеятельности, бессмысленной активности или девиантным действиям в трудных ситуациях; социальных умений, создающих высокий уровень «Я могу» и условия для развития “кооперации” и “доверия”; навыков саморегуляции; “креативности” и гибкости мышления, как работа по формированию способности “выходить” за пределы сложившихся сценариев поведения.

На личностно-смысловом уровне ведется работа по развитию ценностных установок, смыслов, включающих в себя компоненты “вовлеченности” и “принятия риска”, работу с самооценкой и процессом самоопределения и самоидентификации, включающего компонент “контроля”.

Апробация программы проходила в 2016-17г. на базе ГКОУ Школа №2124 «Центр развития и коррекции», в ней принимали участие учащиеся 8-10 классов. Эффективность программы подтверждают данные диагностики: у 78% участников отмечается повышение уровня развития тех или иных компонентов жизнестойкости.

Разработанная программа может быть использована в практике образовательных учреждений и организаций, осуществляющих помощь подросткам группы риска, а также оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Литература

  1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в Психологии http://hpsy.ru/public/x2636.htm
  2. Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В “Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании”, методическое пособие. Барнаул, 2014.
  3. Леонтьев Д. А., Pассказова Е. И. Тест жизнестойкости, 2006.
  4. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология». М.: Смысл, 2004.
  5. Фоминова А.Н. “Жизнестойкость личности”. Монография, М, 2012
  6. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment, 1994. Oct. Vol. 63. N 2

Метрики

Просмотров

Всего: 1822
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 221
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0