Проблема влияния бедности (низкого социально-экономического статуса) на разные аспекты развития ребенка, на его будущее, более чем актуальна, активно изучалась и изучается в психологии. Причём акцент делается именно на развитие детей, чей формирующийся мозг особенно чувствителен к окружающей обстановке. Нам бы хотелось сделать небольшой аналитический обзор о негативном влиянии бедности на развитие ребенка, с точки зрения современных междисциплинарных исследований (по публикациям ряда российских и зарубежных авторов), т.к. у психологических наблюдений появилась мощная поддержка в виде нейробиологических, психогенетических и т.п. (комплекса нейронаук) данных.
Нейрогенетики Ахмад Харири (Ahmad Hariri) и его коллеги (J. R. Swartz, A. R. Hariri and D. E. Williamson, 2016) из Университета Дьюка в своей статье в Molecular Psychiatry 22, 209-214 (February 2017) отмечают долговременную эпигенетическую связь между внешним стрессом и уровнем серотонина. В течение трех лет у участников эксперимента (132 европеоидных подростка возрастом от 11 до 15 лет) три раза забирали анализы крови, искали маркеры депрессии, а также тестировали активность мозга с помощью МРТ. Известно, что у людей, чувствительных к угрозам, при этом наблюдается более высокая активность в миндалевидном теле мозга. Ранее подобная же корреляция наблюдалась на выборке 388 афро-американских детей. В дальнейшем удалось продемонстрировать, что рост активности миндалевидного тела может предсказывать усиление симптомов депрессии у подростков, находящихся в группе риска. Т.е. трудные условия жизни коррелируют с изменениями в работе мозга ребенка, а именно, увеличивается активность миндалевидного тела, активно участвующего в реакции на стрессовые ситуации (Johnna R. Swartz, Annchen R. Knodt, Spenser R. Radtke, Ahmad R. Hariri, 2014). Как отмечает Nature, эта работа важна тем, что демонстрирует долгосрочное стрессогенное влияние на организм человека фактора низкого социально-экономического статуса [4; 15]. Аналогичные исследования эпигенетических изменений проводились для более выраженных стрессовых ситуаций - случаев жестокого обращения с детьми (Steven R.H. Beach, Gene H. Brody, Alexandre A. Todorov, Tracy D. Gunter, Robert A. Philibert, 2009).
Подтверждают подобные выводы результаты других исследований в области эпигенетики, т.к. есть данные, что люди, подвергавшиеся стрессу в раннем возрасте, чаще страдают депрессией и склонностью к суицидальному поведению, что связывают с усилением активности гипоталамо-гипофизарной системы в ответ на повышенную частоту стрессовых ситуаций в детстве. Для исследования этого вопроса использовали мозг людей, покончивших жизнь самоубийством, выделив две группы: людей, подвергавшихся стрессам в детстве (что чаще проявляется в семьях с низким материально-экономическим статусом), и людей, у которых было нормальное полноценное детство.
Согласно данным исследования, выполненного в Стерлингском университете (Шотландия), у людей, испытывавших в детстве эмоциональные проблемы, фактором возникновения которых часто является низкий материальный статус семьи, в молодом взрослом возрасте повышен риск безработицы. В ходе работы группа ученых (с ведущим исследователем Mark Egan) использовали данные 2-х больших исследований, охвативших почти 20.000 британских детей - лонгитюдного исследования английской молодежи и Национального исследования развития детей. По материалам исследований, у детей с высокими уровнями дистресса вероятность оказаться в молодом возрасте безработным была повышена на 40%, по сравнению с теми, кто не испытывал значительного дистресса в детском возрасте».
Результаты исследования, выполненного в Корнельском университете (США) показывают, что у детей, выросших в бедности, чаще отмечалось антисоциальное поведение в форме агрессии и булинга, повышенное чувство беспомощности, по сравнению с детьми из семей со средним уровнем дохода (Gary W. Evans, 2016). У таких детей также отмечены более высокие показатели хронического физиологического стресса и дефицит краткосрочной пространственной памяти. «Бедность подвергает человека разнообразным стрессам. Стрессы есть у всех, но на семьи с низкими доходами, на детей в бедности их приходится намного больше. Под огромным стрессом находятся и родители, а у детей это уже кумулятивный стресс». Говоря о значении исследования, Evans выделяет два момента: Во-первых, в профилактике этих проблем наиболее эффективной является ранняя интервенция... Во-вторых, наиболее эффективный путь снижения воздействия бедности на ребенка – это увеличение дохода бедный семей.
«По любым социальным меркам бедные не могут воспользоваться теми преимуществами, которые доступны более состоятельным. Очевидными факторами здесь являются питание, жилье и медицинское обслуживание. Как показали исследования, даже в условиях бесплатной медицины, используя свое социальное влияние и знания, средний класс имеет привилегированный доступ к тому, что есть: они знают куда идти, к кому обратиться и что необходимо для поддержания своего здоровья и здоровья семьи. Бедные же семьи не обладают достаточным потенциалом даже для того, чтобы управлять своей собственной жизнью...научные исследования показали, что при таких условиях депрессия является обычным явлением у матерей, высок уровень социальной изоляции и отчуждения, а отношения к детям характеризуются резкостью и непоследовательностью. Проблемы безработицы, низкооплачиваемой и нестабильной работы усиливают общий уровень невзгод. Поэтому бедность является плодородной почвой для развития психиатрических проблем у детей». Формировании слоя малообеспеченных семей в нашей стране, «новых бедных» - это значимая социальная проблема: дети, подростки, молодые люди осознают разницу в уровне образования, в возможностях для реализации себя, как растущей личности, в условиях культурного и профессионального роста, в проведении досуга. Безусловно в формировании стрессоустойчивости и уверенности в своих силах, т.е. в психологическом здоровье, огромную роль играет поддержка значимых взрослых, особенно родителей. Но, зачастую, именно с родителей и их проблем начинается неблагополучие детей, как физическое, так и психологическое, неврологические и психиатрические проблемы.