Видим ли мы Человека за цифрами? Анализ данных на разных уровнях управления образованием

65

Аннотация

Рассматривается методология анализа больших данных в образовании, основанная на антропологическом и институциональном подходе в аналитике данных. В социально-ориентированных государствах и госпрограммах развития изменяется методический и аналитический инструментарий оценки их эффективности в контексте развития человеческого потенциала. Рассматривается аналитика данных на разных уровнях управления образованием и развитием человека: на уровне образовательных организаций, на территориальном, отраслевом, государственном уровнях. Обьектом исследования являлись информационно-аналитические системы сферы образования, инструменты анализа, применяемые в ИАС, а также публичные доклады о реализации программ развития образования на разных уровнях управления. Методы исследования: структурно-функциональный анализ инструментария ИАС, дискурс- анализ публичных докладов, анализ нормативно-правовых актов о регулировании ИАС в сфере образования. Сформулированы выводы об изменениях методологических, нормативно-правовых, инструментально-аналитических подходах в работе с данными в сфере образования. Проанализирована система подготовки и переподготовки управленческих кадров сферы образования в логике парадигмы гуманитарного управления, доказательного развития и доказательной политики.

Общая информация

Ключевые слова: методология исследований, методология, методология гуманитарных наук, антропологический подход, институциональный подход, аналитика данных

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19–29–14016.

Для цитаты: Фиофанова О.А. Видим ли мы Человека за цифрами? Анализ данных на разных уровнях управления образованием // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 400–414.

Литература

  1. Аналитические материалы по результатам проведения иссле­дования компетенций учителей русского языка, литературы и математики. Часть 3. Математика [Электронный ресурс] // Федеральный институт оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/COMPET_ TEACHER_MATH_part_3.pdf(дата обращения: 12.09.2021).
  2. Аттестация руководителей и кандидатов на соответствие долж­ности руководителя государственной образовательной орга­низации. URL: https://www.mos.ru/donm/function/activities/ attestatciia-rukovoditelei-i-kandidatov-na-sootvetstvie-dolzhnosti-rukovoditelia-gosudarstvennoi/
  3. Дмитрий Чернышенко: Задача регионов – обеспечить каче­ственную реализацию стратегий цифровой трансформации [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http:// government.ru/news/42817/ (дата обращения: 12.09.2021).
  4. Дополнительное профессиональное образование работников образовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: https://www.dpomos.ru (дата обращения: 12.09.2021).
  5. Единый федеральный портал дополнительного профессиональ­ного педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1
  6. Мотивирующий мониторинг: Минпросвещения повысит от­ветственность регионов за реализацию национальных проек­тов. URL: https://edu.ru/news/nacionalnyy-proekt-obrazovanie/motiviruyushchiy-monitoring-minprosveshcheniya-pov/
  7. Национальная система управления данными [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Рос­сийской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/projects/project/nacionalnaa-sistema-upravlenia-dannymi-nsud-41 (дата обраще­ния: 12.09.2021).
  8. Национальная технологическая олимпиада [Электронный ре­сурс]. URL: https://ntcontest.ru(дата обращения: 12.09.2021).
  9. Национальные исследования качества образования. НИКО-2020 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/NIKO/Отчет %20НИКО %202020.pdf (дата обраще­ния: 12.09.2021).
  10. Олимпиада мегаполисов [Электронный ресурс] // Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира. URL: http://megapolis.educom.ru/ru (дата обращения: 12.09.2021).
  11. Описание структуры набора открытых данных/ Версии струк­туры набора открытых данных/ https://programs.gov.ru/opendata/7710349494-consolidatedreport2020/
  12. Паспорт Федерального проекта «Успех каждого ребенка» [Элек­тронный ресурс] / Министерство просвещения Российской Фе­дерации. URL: https://rmc23.ru/wp-content/uploads/2020/01/ %D0 %9F %D0 %BA %D0 %B0.pdf. (дата обращения: 07.05.2021)
  13. Письмо Минпросвещения России от 01сентября 2020г. № ВБ-1659/02 Руководителям органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования «О предоставлении статистиче­ских данных по форме ФСН № ОО-1 на начало 2020–21 учебно­го года.
  14. Портал госпрограмм Российской Федерации. [Электрон­ный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/(дата обращения: 12.09.2021).
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021г. № 786 «Положение о системе управления государствен­ными программами Российской Федерации» [Электронный ре­сурс]. URL: http://government.ru/docs/all/134475/ (дата обра­щения: 12.09.2021).
  16. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оцен­ки качества общего образования в общеобразовательных органи­зациях на основе практики международных исследований каче­ства подготовки обучающихся»
  17. Программы поддержки формирования адресных программ раз­вития муниципальных систем образования на основе комплекс­ного анализа их состояния [Электронный ресурс]. URL: https:// fioco.ru/mouo (дата обращения: 12.09.2021).
  18. Сводные отчеты: сведения о достижении плановых значений показателей (индикаторов) по государственным программам// https://programs.gov.ru/Portal/opendata
  19. Федеральное статистическое наблюдение в сфере общего обра­зования [Электронный ресурс]. URL: https://old.miccedu.ru/p/ obshee_obrazovanie.html (дата обращения: 12.09.2021).
  20. Хартия цифрового пути школы [Электронный ресурс] // Про­грамма фундаментальных исследований цифровой транс­формации школьного образования. URL: https://rffi.1sept.ru/ document/charter(дата обращения: 12.09.2021).
  21. Dave McComb. The Data-Centric Revolution: Restoring Sanity to Enterprise Information Systems. Technics Publications, 2019. 354p.
  22. Human Development Report 2020. The next frontier Human development and the Anthropocene/ By the United Nations Development Programme. Available at: http://hdr.undp.org/sites/ default/files/hdr2020.pdf (Accessed 12.09.2021).
  23. Nice. Available at: https://www.nike.com/ru/ (Accessed 12.09.2021).
  24. The Data-Centric Manifesto. Principles. Available at: http:// datacentricmanifesto.org/principles/(Accessed 12.09.2021).
  25. Fiofanova O.A., Panarin A.A., Klimin S.V. The Management Structure of Digital Educational Data Systems and Organizational Approaches to Modeling and Analysis of Educational Data in the Countries of the World // Revista Tempos e Espacos Educacao, 2020. Vol. 13. № 32. P.1- 28. DOI: 10.20952/revtee.v13i32.14286
  26. Fiofanova O.A., Toporkova E.S. International Analysis of National Databases of Educational Statistics and Analysis of the Technologies Educational Data in Countries of the World // Journal of Advanced Pharmacy Education & Research, 2020. Vol. 10. № 3. Р. 90–101.

Информация об авторах

Фиофанова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, доцент, научный руководитель Центра управления образованием, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3004-8067, e-mail: fiofanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 100
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 65
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0