Введение
Обеспечение «безопасного и защищенного детства» является одной из главных национальных задач, в связи с чем активно поднимаются проблемы, связанные с созданием комфортной и безопасной среды для ребенка [Волосникова, 2024; Павленко, 2021; Семья, 2023; Cho E.Y, 2020]. Вопросы нарушения прав детей и преступлений, жертвами которых они становятся, находятся в актуальной повестке различных служб и ведомств [Веренич, 2022; Голосеенко, 2021].
В 2017 г. в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, было объявлено Десятилетие детства [Указ Президента Российской, 2023а]. Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 был разработан и утвержден план, предусматривающий принятие необходимых мер по изменению ситуации сроком до 2020 года, по распоряжению Правительства РФ [Сведения по форме, 2024] пролонгированный до 2027 года (далее — план). Его основная задача — изучить качество жизни детей через их субъективную оценку собственного благополучия (реализация права ребенка быть услышанным). В связи с этим активно проводятся мониторинги и исследования изучения условий жизнедеятельности детей [Русакова, 2015; Семья, 2021].
Отдельным разделом в план внесены меры, связанные с реализацией прав ребенка жить и воспитываться в семье [Указ Президента Российской, 2017]. Несмотря на приоритет семейного устройства, вопрос об оценке детьми собственного благополучия не теряет актуальности, поскольку может стать источником информации об эффективности подготовки кандидатов в замещающие родители, служб профессионального сопровождения семей, об условиях проживания и образования [Брук, 2021; Брук, 2022; Ослон, 2023; Ослон, 2022; Русакова, 2015; Семейный Кодекс, 2024].
В целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год в Российской Федерации Указом Президента объявлен Годом Семьи, в рамках которого активно развиваются все семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Указ Президента Российской, 2023].
На протяжении нескольких лет Московским государственным психолого-педагогическим университетом проводится широкомасштабное исследование благополучия детей в России, определение Индекса детского благополучия, состоящего из объективного и субъективного благополучия [Ослон, 2020; Семья, 2024].
Приморский край участвует в проведении оценки индекса на протяжении трех лет. На конец 2023 года, согласно статистическим данным, представленным по форме 103-РИК, утвержденной приказом Росстата [Ваврик, 2024], в 20 государственных учреждениях региона под надзором находятся 1004 воспитанника, в замещающих семьях воспитываются 4818 детей. При этом регион характеризуется в целом невысоким уровнем субъективного благополучия (далее — СБ) детей в сравнении с иными регионами Российской Федерации [Зайцева, 2023].
В связи с этим исследование субъективного благополучия приобретает особое значение не только как показатель деятельности региона в свете реализации постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 [Постановление Правительства Российской, 2021], но и как один из маркеров качества жизни ребенка в условиях приемной семьи [Сизикова, 2023; Dugmore, 2022; García-Sanjuán, 2023]. Воспитание ребенка в семье — однозначно влияет на становление и формирование личности, помогает детям в полной мере адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, приобретать социальный опыт, в том числе преодоления кризисных ситуаций.
Исследование СБ также является важным инструментом для определения потребностей детей-сирот региона, потерявших в силу разных причин свой привычный круг общения и имеющих проблемы в собственной социализации и эффективной интеграции в общество [Ослон, 2023]. При этом выявление особенности структуры СБ в каждой исследуемой группе помогает определить направление деятельности помогающих служб для достижения более эффективных результатов сопровождения.
Организация исследования и использованные методы
Цель исследования — выявить специфику субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных условиях воспитания (институциональные условия и условия приемной семьи).
Была выдвинута гипотеза: можно предположить, что показатели субъективного благополучия детей-сирот, воспитывающихся в приемных семьях, будут выше, чем у находящихся под надзором в организации.
Теоретико-методологическим основанием стала теория В.Н. Мясищева, рассматривающая интрапсихическую динамику отношений под влиянием личного опыта взаимодействия со средой и окружающими. Отношения между людьми (как позитивные, так и негативные) являются ключевым фактором в поведении и развитии. Согласно теории, они могут влиять на эмоциональное состояние человека, его восприятие окружающей действительности и себя [Ослон, 2020].
Выборка
В исследовании приняли участие 153 подростка (72 девушки, 81 юноши) Приморского края, проживающие в институциональных условиях в 15 краевых государственных учреждениях — центрах содействия семейному устройству края (далее — ЦССУ), и 151 подросток (86 девушек и 65 юношей), находящийся на воспитании в приемных семьях (далее — Опека). Средний возраст респондентов-воспитанников ЦССУ составляет 15,2 ± 1,8 лет и подростков Опеки — 14,7 ± 1,7 лет. Данное исследование проводилось в рамках оценки благополучия подростков в 22 регионах России (N = 151 тыс. чел.) [Семья, 2024].
Инструментарий
Для изучения специфики СБ подростков была использована операциональная модель и инструментарий (опросник) для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данной модели СБ определяется в соответствии с субдоменами через удовлетворенность подростков различными сферами свой жизни: «Собой», «Достижениями», «Здоровьем и самочувствием», «Безопасностью» (психологической и физической), «Учетом мнения», «Внешней сетью», «Нормализацией жизни», «Материальным положением», «Социальными контекстами» (школьной жизнью, образовательной организацией, спортивной секцией и т.д.), «Хронотопом» (прошлым, настоящим, будущим), «Доверием» (возможностью доверять себе и другому, устойчивостью к стрессам), «Жизнестойкостью» («Тест жизнестойкости Мадди», адапт. Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) [Ослон, 2020; Семья, 2024].
В опроснике для оценки показателей использовалась шкала Лайкерта от 1 до 5, где 1 соответствует «негативному аффекту» и далее по восходящей до 5 — «позитивного аффекта». Полученный массив данных был нормализован, столбцы упорядочены согласно исследуемым Cубдоменам, которые, в свою очередь, были стандартизированы.
Методы
Статистический анализ исследуемых результатов проводился в программе SPSS 22.0 и в пределах возможностей, предоставляемых электронными таблицами Excel Microsoft Office 19.
Для статистической обработки данных в SPSS были использованы методы:
- критерий Манна — Уитни для выявления различий между распределениями двух групп по категориям и по уровню исследуемого признака;
- коэффициент корреляции Пирсона для определения связей между переменными по Cубдоменам;
- описательные статистики для вычисления средних значений, стандартного отклонения, уровень значимости был определен p < 0,05;
- критерий Колмогорова — Смирнова для проверки на нормальное распределение.
Для сравнения субдоменов СБ внутри каждой выборки использовался метод z-оценок — безразмерный показатель в статистике, применяемый для сравнения значений разной размерности или шкалой измерений. При сравнении баллов, полученных в ходе исследования, использовалась z-шкала с центром 0 и границами незначимости p = 0,95 [Зайцева, 2023].
Результаты
При проверке набора данных по всей выборке (304 респондента) с помощью одновыборочного критерия Колмогорова — Смирнова установлено, что проверяемое распределение является нормальным и равномерным на уровне значимости р = 0,05.
В ходе исследования выявлено, что для подростков, проживающих в ЦССУ, наблюдается тенденция к более высоким показателям СБ, чем у сверстников, проживающих под опекой в приемных семьях (Опека) (рис. 1).
Рис. 1. Средние значения по субдоменам СБ
При проверке распределения по критерию Манна — Уитни были выявлены значимые различия в группах подростков по удовлетворенности Собой, Здоровьем, Безопасностью, Учетом мнения, Внутренней сетью, Нормализацией жизни, Социальными контекстами и Хронотопом (р < 0,05).
По таким субдоменам, как Доверие (р = 0,819), Достижения (р = 0,825), Материальный уровень (р = 0,173) и Внешняя сеть (р = 0,238), значимых различий по выборке в зависимости от формы устройства подростков не выявлено.
Анализ СБ с использованием Z-оценки указывает на близкие значения в обеих выборках по субдомену Здоровье и самочувствие. Однако набор субдоменов в первой тройке, имеющих показатели выше среднего значения, уже включает разные субдомены (рис. 2 и 3).
Также различаются последние тройки субдоменов: у подростков из ЦССУ это низкий уровень удовлетворенности показателями Хронотоп, Доверие и Материальное положение, а у детей Опеки — удовлетворенность Социальными контекстами, Нормализацией жизни и Учетом мнения.
Рис. 2. Распределение Z-оценок по субдоменам СБ для подростков ЦССУ
— Безопасность, Внутренняя сеть, Собой
Рис. 3. Распределение Z-оценок по субдоменам СБ для подростков Опеки
— Достижения, Доверие, Внешняя сеть
Воспитанники ЦССУ показывают более высокую удовлетворенность внутренней сетью (0,55), в то время как дети Опеки чувство удовлетворенности оценивают ниже среднего (-0,57). Также на низком уровне, в отличие от подростков, проживающих в ЦССУ, подростки из приемных семей оценивают собственную удовлетворенность практикой учета своего мнения по важным для них вопросам (-1,39). Данный показатель занимает последнее место на диаграмме z-оценок.
Таблица 1. Особенности корреляций по тройке высоких показателей СБ у воспитанников
|
Удовлетворенность |
Корреляц. Пирсона ЦССУ |
N = 153 |
Корреляц. Пирсона ОПЕКА |
N = 151 |
|
Безопасностью |
||||
|
Достижениями |
,124 |
,128 |
,012 |
,888 |
|
Собой |
,397** |
,000 |
,347** |
,000 |
|
Здоровьем и самочувствием |
,481** |
,000 |
,444** |
,000 |
|
Учетом мнения |
,456** |
,000 |
,579** |
,000 |
|
Внутренней сетью |
,368** |
,000 |
,643** |
,000 |
|
Внешней сетью |
,377** |
,000 |
,591** |
,000 |
|
Нормализацией жизни |
,624** |
,000 |
,759** |
,000 |
|
Материальным положением |
,324** |
,000 |
,551** |
,000 |
|
Социальными контекстами |
,344** |
,000 |
,523** |
,000 |
|
Хронотопом |
,408** |
,000 |
,635** |
,000 |
|
Доверием |
,421** |
,000 |
,534** |
,000 |
|
Удовлетворенность |
Внутренней сетью |
|||
|
Достижениями |
,331** |
,000 |
,248** |
,002 |
|
Собой |
,209** |
,009 |
,419** |
,000 |
|
Здоровьем и самочувствием |
,540** |
,000 |
,489** |
,000 |
|
Безопасностью |
,368** |
,000 |
,643** |
,000 |
|
Учетом мнения |
,540** |
,000 |
,590** |
,000 |
|
Внешней сетью |
,338** |
,000 |
,535** |
,000 |
|
Нормализацией жизни |
,545** |
,000 |
,731** |
,000 |
|
Материальным положением |
,138 |
,088 |
,527** |
,000 |
|
Социальными контекстами |
,486** |
,000 |
,516** |
,000 |
|
Хронотопом |
,299** |
,000 |
,641** |
,000 |
|
Доверием |
,483** |
,000 |
,601** |
,000 |
|
Удовлетворенность |
Собой |
|||
|
Достижениями |
,409** |
,000 |
,227** |
,005 |
|
Здоровьем и самочувствием |
,375** |
,000 |
,468** |
,000 |
|
Безопасностью |
,397** |
,000 |
,347** |
,000 |
|
Учетом мнения |
,381** |
,000 |
,411** |
,000 |
|
Внутренней сетью |
,209** |
,009 |
,419** |
,000 |
|
Внешней сетью |
,397** |
,000 |
,348** |
,000 |
|
Нормализацией жизни |
,456** |
,000 |
,391** |
,000 |
|
Материальным положением |
,224** |
,005 |
,385** |
,000 |
|
Социальными контекстами |
,435** |
,000 |
,349** |
,000 |
|
Хронотопом |
,481** |
,000 |
,426** |
,000 |
|
Доверием |
,259** |
,001 |
,388** |
,000 |
Примечание: ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таблица 2. Особенности корреляций по тройке высоких показателей у подопечных
|
Удовлетворенность |
Корреляц. Пирсона ЦССУ |
N = 153 |
Корреляц. Пирсона ОПЕКА |
N = 151 |
|
Достижениями |
||||
|
Собой |
,409** |
,000 |
,227** |
,005 |
|
Здоровьем и самочувствием |
,472** |
,000 |
,213** |
,009 |
|
Безопасностью |
,124 |
,128 |
,012 |
,888 |
|
Учетом мнения |
,305** |
,000 |
,159 |
,051 |
|
Внутренней сетью |
,331** |
,000 |
,248** |
,002 |
|
Внешней сетью |
,387** |
,000 |
,145 |
,076 |
|
Нормализацией жизни |
,300** |
,000 |
,080 |
,331 |
|
Материальным положением |
,164* |
,043 |
,139 |
,088 |
|
Социальными контекстами |
,310** |
,000 |
,270** |
,001 |
|
Хронотопом |
,360** |
,000 |
,120 |
,142 |
|
Доверим |
,403** |
,000 |
,088 |
,283 |
|
Удовлетворенность |
Доверием |
|||
|
Достижениями |
,403** |
,000 |
,088 |
,283 |
|
Собой |
,259** |
,001 |
,388** |
,000 |
|
Здоровьем и самочувствием |
,429** |
,000 |
,389** |
,000 |
|
Безопасностью |
,421** |
,000 |
,534** |
,000 |
|
Учетом мнения |
,416** |
,000 |
,553** |
,000 |
|
Внутренней сетью |
,483** |
,000 |
,601** |
,000 |
|
Внешней сетью |
,804** |
,000 |
,806** |
,000 |
|
Нормализацией жизни |
,492** |
,000 |
,579** |
,000 |
|
Материальным положением |
,387** |
,000 |
,461** |
,000 |
|
Социальными контекстами |
,297** |
,000 |
,431** |
,000 |
|
Хронотопом |
,409** |
,000 |
,496** |
,000 |
|
Удовлетворенность |
Внешней сетью |
|||
|
Достижениями |
,387** |
,000 |
,145 |
,076 |
|
Собой |
,397** |
,000 |
,348** |
,000 |
|
Здоровьем и самочувствием |
,329** |
,000 |
,330** |
,000 |
|
Безопасностью |
,377** |
,000 |
,591** |
,000 |
|
Учетом мнения |
,383** |
,000 |
,586** |
,000 |
|
Внутренней сетью |
,338** |
,000 |
,535** |
,000 |
|
Нормализацией жизни |
,456** |
,000 |
,598** |
,000 |
|
Материальным положением |
,434** |
,000 |
,447** |
,000 |
|
Социальными контекстами |
,435** |
,000 |
,543** |
,000 |
|
Хронотопом |
,509** |
,000 |
,607** |
,000 |
|
Доверием |
,804** |
,000 |
,806** |
,000 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя), ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Определение связей при помощи коэффициента Пирсона между переменными по всей выборке выявило слабую корреляционную связь на уровне 0,05 (0,049) лишь между двумя субдоменами (Достижения и Безопасность), при r = 0,393. По всем остальным субдоменам имеются значимые двусторонние корреляции на уровне р = 0,01.
В зависимости от формы воспитания подростков статистически значимые различия между показателями двух групп выборки и их связи меняются как качественно, так и количественно. Так, для обеих групп имеется сильная двусторонняя связь между чувством безопасности и «нормализацией жизни» (r = 0,624, р ≤ 0,01 (ЦССУ) и r = 0,759, р ≤ 0,01 (Опека)).
У детей под Опекой безопасность также коррелирует с субдоменами «Внутренняя сеть» (r = 0,643, р ≤ 0,01) и «Хронотоп» (r = 0,635, р ≤ 0,01). Уровень корреляции доверия к внешней сети в обоих случаях также высок и близок по группам – r = 0,804 (ЦССУ) и r = 0,806 (Опека) (р ≤ 0,01 в обоих случаях). Причем Доверие коррелирует практически со всеми субдоменами на высоком уровне у детей выборки группы Опека.
Материальное положение оказалось значимым для детей в приемных семьях и, в отличие от выборки ЦССУ, коррелирует с субдоменами СБ (табл. 1).
Следует отметить, что и у воспитанников ЦССУ, и у подопечных группы Опека отсутствуют значимые корреляции между чувством безопасности и собственными достижениями. У подростков из ЦССУ также не установлены корреляционные связи между субдоменами Внутренняя сеть и Материальное положение. Одновременно с этим у подростков из семей наблюдается сильная двусторонняя значимая корреляция между удовлетворенностью Внутренней сетью и Нормализацией жизни (r = 0,731, р ≤ 0,01).
Как следует из табл. 2, СБ подростков обеих групп имеют различия по 8 субдоменам из 12 и имеют близкие значения только по уровню удовлетворенности собственным самочувствием и здоровьем.
При сравнении результатов исследования по субдоменам Доверие и Жизнестойкость более высокие оценки оказались у подростков группы Опека (Доверие — 3,80, Жизнестойкость — 2,40) по сравнению с детьми из ЦССУ, соответственно 3,78 и 1,88 (рис. 4 и 5).
Рис. 4. Сравнение средних значений по субдомену Доверие
для групп ЦССУ и Опека
Рис. 5. Сравнение средних значений по субдомену Жизнестойкость
для групп ЦССУ и Опека
При этом показатели Жизнестойкости в обеих группах имеют значимые различия по критерию Манна — Уитни на уровне р = 0,05 (U = 9771,500, р = 0,017). Значимых различий в группах по субдомену Доверие не выявлено (U = 11377,000, р = 0,819).
При проведении корреляционного анализа (табл. 3) выявлено отсутствие связи данного субдомена со всеми 12 субдоменами у подростков из ЦССУ. Жизнестойкость подростков Опеки коррелирует с субдоменами Здоровье и самочувствие, Внутренняя сеть, Внешняя сеть, Материальное положение, Нормализация жизни, Социальные контексты, Хронотоп и Доверие.
Субдомен Нормализация жизни имеет сильную двухстороннюю корреляцию с Жизнестойкостью на уровне значимости р≤ 0,01 (р = 0,008).
Таблица 3. Корреляционные связи субдомена Жизнестойкость
|
Удовлетворенность |
Корреляц. Пирсона ЦССУ |
N = 153 |
Корреляц. Пирсона ОПЕКА |
N = 151 |
|
Устойчивость к стрессам (Жизнестойкость) |
||||
|
Достижениями |
-,044 |
,592 |
-,069 |
,401 |
|
Собой |
-,061 |
,454 |
-,151 |
,063 |
|
Здоровьем и самочувствием |
,070 |
,388 |
-,207* |
,011 |
|
Безопасностью |
,006 |
,944 |
-,089 |
,276 |
|
Учетом мнения |
-,005 |
,953 |
-,153 |
,060 |
|
Внутренней сетью |
-,023 |
,777 |
-,191* |
,019 |
|
Внешней сетью |
,069 |
,395 |
-,186* |
,022 |
|
Нормализацией жизни |
-,004 |
,960 |
-,214** |
,008 |
|
Материальным положением |
,029 |
,723 |
-,169* |
,037 |
|
Социальными контекстами |
-,038 |
,643 |
-,161* |
,048 |
|
Хронотопом |
,006 |
,938 |
-,174* |
,032 |
|
Доверием |
-,016 |
,848 |
-,196* |
,016 |
Примечание: * — корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя), ** — корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Обсуждение результатов исследования
В ходе исследования были выявлены не только количественные, но и качественные различия в СБ подростков, воспитывающихся в различных условиях проживания.
Средний показатель СБ для подростков Приморского края в 2023 году составил 3,77 балла, что ниже среднего показателя по 22 регионам, принявшим участие в исследовании.
Самым неожиданным результатом стал более высокий «средний» уровень СБ подростков из ЦССУ по сравнению с выборкой группы Опека. Принято считать, что лучшей формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, при невозможности вернуть ребенка в кровную семью является опека, а не организация для детей-сирот.
Структура СБ у подростков группы ЦССУ
У подростков из ЦССУ субъективное благополучие складывается из высоких показателей удовлетворенности по субдоменам Самочувствие и здоровье, Безопасность, Внутренняя сеть, Удовлетворенность собой.
Низкие показатели удовлетворенности получены по субдоменам Хронотоп, Доверие и Материальное положение, а субдомены Безопасность и Здоровье и самочувствие находятся в пределах зоны незначимости, то есть значения по данным параметрам у подростков из ЦССУ не отличаются от средних значений по России (150 тысяч чел.).
Субдомен Нормализация жизни коррелирует в данной группе детей практически со всеми субдоменами.
Структура Хронотопа, включающая в себя отношение подростков к своему прошлому, настоящему и будущему, также имеет качественно различные корреляции. Сильная двустороння связь Хронотопа прослеживается с субдоменом Внешняя сеть. При этом удовлетворенность своим прошлым у данной группы опрошенных не дает значимой связи с другими субдоменами.
При исследовании субдомена Жизнестойкость у подростков из ЦССУ выявлено отсутствие значимых корреляций со всеми субдоменами. Уровень доверия не имеет значимых отличий в сравнении с респондентами из группы Опеки, но при этом в большей степени коррелирует с субдоменом Достижения и восприятием собственной успешности.
Структура СБ для подростков группы Опека
Структура СБ характеризуется высокими показателями по субдоменам Самочувствие и здоровье, Достижения, Доверие, Внешняя сеть. Низкие показатели получены для субдоменов Социальные контексты, Нормализация жизни и Учет мнения. Субдомен Учет мнения находится на крайне низком уровне. Можно предположить, что это связано с определенным набором ситуаций для детей, находящихся в условиях институционализации, когда специалисты обязаны выявить мнение воспитанника [Семейный Кодекс, 2024]. Кроме того, в организациях для детей-сирот существуют различные формы учета мнения: детские советы, планирование работы совместно с детьми и пр.
Субдомен Материальное положение при отсутствии значимых различий в двух группах в целом у подростков выборки Опека в большей степени коррелирует с таким субдоменом, как Внутренняя сеть (у воспитанников ЦССУ данный субдомен коррелирует только с субдоменом Удовлетворенность собой). Выявлены сильные корреляции между субдоменом Доверие и субдоменами Внутренняя сеть и Безопасность.
Субдомен Достижения у приемных подростков коррелирует с такими субдоменами, как Здоровье и самочувствие, Удовлетворенность собой, Внутренняя сеть и Социальные контексты. Вместе с тем корреляционные связи выявлены для ЦССУ между всеми субдоменами, за исключением субдомена Безопасность.
Субдомен Хронотоп у подростков группы Опека, в отличии от подростков ЦССУ, имеет более выраженные корреляции по всем трем составляющим. Компонент «прошлое» значимо коррелирует с субдоменами Безопасность и Нормализация жизни, что объясняется особенностями предыдущей неблагополучной жизни подростков в сравнении с условиями в приемной семье.
Показатели субдомена Жизнестойкость у несовершеннолетних респондентов Опеки выше показателей респондентов ЦССУ и имеют значимые корреляции по субдоменам Здоровье и самочувствие, Внутренняя сеть, Внешняя сеть, Материальное положение, Нормализация жизни, Социальные контексты, Хронотоп и Доверие. За счет этого ресурсность подростка возрастает.
При проведении анализа полученных результатов были выявлены общие черты СБ, характерные для обеих групп респондентов. Высокий уровень корреляций выявлен между доменами Безопасность и Нормализация жизни, а также между субдоменами Доверие и Внешняя сеть. Также выявлена сильная двустороння корреляция между субдоменом Нормализация жизни и оценкой удовлетворенности своим будущим (субдомен Хронотоп).
Заключение
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ СБ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в институциональных условиях (ЦССУ) и в условиях приемной семьи (Опека). С этой целью была выявлена выраженность субдоменов СБ, их корреляционные связи в зависимости от формы воспитания.
Структура СБ, определяемая через набор субдоменов, оказалась различной как по положительным, так и отрицательным z-оценкам, показывающим отклонение от среднего. Подростки в условиях институционализации в большей степени удовлетворены Безопасностью, Внутренней сетью и Собой, а подростки в опекунских семьях — Достижениями, Доверием, Внешней сетью.
На проблемные зоны указывает низкая оценка удовлетворенности у подростков из ЦССУ по субдоменам Хронотоп (перспективы на будущее), Доверие и Материальное положение (в организации воспитанники находятся на полном государственном обеспечении, собственные карманные деньги есть не у всех). Для подростков группы Опека –удовлетворенность Социальными контекстами (включая образовательные учреждения), Нормализацией жизни и Учетом мнения.
Была выдвинута гипотеза о более высоком уровне СБ у детей, находящихся на семейных формах воспитания.
Действительно, был выявлен более высокий уровень жизнестойкости (устойчивость к различным жизненным стрессам) у детей, проживающих в приемных семьях, что связано с заботой и поддержкой со стороны приемных родителей, семейными условиями проживания и взаимодействия. Это подтверждается сильной корреляционной связью с Нормализацией жизни и может стать залогом успешной психолого-педагогической адаптации в самостоятельной жизни. Полученные корреляционные связи указали в каких направлениях необходимо работать для повышения жизнестойкости. Например, создавать «ситуации успеха», чтобы повысить уровень удовлетворенности детей своими достижениями. Высокий уровень жизнестойкости подопечных подтверждает актуальность и необходимость развития семейных форм устройства.
Неожиданным стал результат более высокого уровня СБ у подростков в ЦССУ в сравнении с Опекой. Можно предположить, что это результат работы организаций для детей-сирот в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 481, реализуемыми с 2014 года [Постановление Правительства Российской, 2021]. Помимо созданий условий, приближенных к семейным, и воспитания в малых постоянных группах обязательным стало обучение воспитанников вне стен детского дома, развитие института индивидуального наставничества (внутреннего и внешнего), обязательная подготовка к самостоятельной жизни, обучение педагогического персонала организации и прочее. Согласно международным исследованиям последнего десятилетия, создание в организациях для детей-сирот условий высокого уровня качества существенно способствует нормативному развитию и социализации детей [Волосникова, 2024; Семья, 2021].
Результаты исследования имеют практическую значимость, связанную с выявлением мишеней помощи подросткам (зоны риска — низкие значения субдоменов СБ), возможностью корректировать программы подготовки кандидатов в школах приемных родителей, определением фокусов внимания специалистов служб сопровождения замещающих семей. Уровни удовлетворенности подростками различных субдоменов СБ показывают сферы жизнедеятельности детей-сирот, которые требуют особого внимания со стороны специалистов органов опеки и попечительства при осуществлении ими полномочий по защите прав детей обозначенной категории.
Дальнейшие исследования связаны с расширением выборки и учетом категорий детей-сирот, определяемых состоянием здоровья, инвалидностью, наличием сиблингов и пр.




