Особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем компьютерной активности

89

Аннотация

Работа посвящена выявлению особенностей игровой деятельности у дошкольников с высоким уровнем компьютерной активности. В качестве методик исследования были использованы: «Методика диагностики сюжетно-ролевой игры» Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой и методика «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р. Калининой, а также авторская анкета, предназначенные для анализа особенностей взаимодействия детей с цифровым контентом. Лонгитюдное исследование проходило с декабря 2019 г. по январь 2021 г., в нем участвовали 13 детей 4–6 лет. Анализ данных показал, что у современных детей наблюдается качественное снижение уровня игровой деятельности. При этом уровень компьютерной активности связан с такими показателями игровой деятельности, как: предметное замещение; взаимодействие, организующее игру; уровень идеи; развернутость идеи; ролевое поведение; игровые действия, использование атрибутики, выполнение правил. Чем выше уровень компьютерной активности ребенка, тем хуже развиты вышеназванные показатели игровой деятельности. Полученные данные представляют интерес для психологов, педагогов, родителей и могут быть использованы в разработке рекомендаций по взаимодействию дошкольников с цифровым контентом.

Общая информация

Ключевые слова: игровая деятельность, дошкольный возраст, уровень компьютерной активности, гаджеты, цифровой контент

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Саломатова О.В. Особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем компьютерной активности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 161–171.

Литература

  1. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально- личностного развития современных дошкольников / Верак­са А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. // Пси­хологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 27–40.
  2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
  3. Кравцова Е.Е. Психология игры. М.: «Левъ», 2017. 334 с.
  4. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных ку­кол // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 3. С. 91–98.
  5. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями по­знавательного развития / Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухален­кова Д.А., Рябкова И.А. // Культурно-историческая психология. 2018. 14 (1). С. 4–14.
  6. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Том 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 02.09.2021)
  7. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая нау­ка и образование. 1997. № 4. С. 80–82.
  8. Смирнова Е.О. Организация игровой деятельности. Ро­стов-на-Дону: Феникс, 2016. 223 с.
  9. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-историче­ской парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80.
  10. Brown A. Council on Communications and Media. Media use by chil­dren younger than 2 years // Pediatrics. 2011. 128(5). P. 1040–1045.
  11. Reid Chassiakos Y. at al. Children and adolescents and digital media [Электронный ресурс] // Pediatrics. 2016. 138 (5). URL: https://pediatrics.aappublications.org/content/138/5/e20162593 (дата об­ращения: 02.09.2021).

Информация об авторах

Саломатова Ольга Викторовна, магистр психологии, Младший научный сотрудник, "Центр междисциплинарных исследований современного детства", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1723-9697, e-mail: agechildpsy@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 187
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 89
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7