Метод электронного портфолио для планирования и рефлексии

52

Аннотация

Быстрые изменения на рынке труда требуют от сегодняшних выпускников не только владения профессиональными компетенциями, но и умения планировать свою карьеру и критически оценивать достижения и возможности. Для учебных заведений актуальной становится задача развития у студентов социально-личностных компетенций, которые будут способствовать профессиональному росту и социализации в современном обществе. Помимо этого, цифровизация практически всех сфер жизни влияет на способы коммуникации в обществе и на учебный процесс. Использование метода электронного портфолио в процессе обучения отвечает этим требованиям современности. Студенты получают возможность визуализировать успех, что способствует критическому анализу достижений и возможностей. В статье описан опыт использования электронных портфолио в учебном процессе при изучении тем по иностранному языку, затрагивающих проблемы карьерного роста и конкурентоспособности на рынке труда, планирования своего бизнеса. Анализ материала для публикаций в портфолио, сравнение своего портфолио с другими заставляли студентов посмотреть со стороны на свои достижения, увидеть пробелы в компетенциях. Благодаря систематизации информации в портфолио появилось понимание необходимости поэтапного планирования задач и рефлексии достижений. Интерес к работе с электронным портфолио подкреплялся использованием его для презентации себя на рынке труда и/или для общения с клиентами.

Общая информация

Ключевые слова: активное обучение, компетентностный подход, образование в течение всей жизни, рефлексия, социально-личностные компетенции, электронное портфолио

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено в рамках диссертационного исследования по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования кафедру бизнес-администрирования Белорусского национального технического университета.

Для цитаты: Шумская Н.И. Метод электронного портфолио для планирования и рефлексии // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 231–239.

Литература

  1. Гостин А.М., Панюкова С.В. Создание и ведение карьерного веб-портфолио студента [Электронный ресурс] // Высшее об­разование в России. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sozdanie-i-vedenie-kariernogo-veb-portfolio-studenta (дата обращения: 12.09.2021)
  2. Зайцева В.П., Герасимова А.Г., Фадеева К.Н. Электронное портфо­лио как современное средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. № 3 (99). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/elektronnoe-portfolio-kak-sovremennoe-sredstvo-otsenivaniya-v-protsesse-podgotovki-buduschego-spetsialista (дата обращения: 14.09.2021)
  3. Beckers J., Dolmans D.H.J.M., van Merriënboer J.J.G. e-Portfolios enhancing students’ self-directed learning: A systematic review of influencing factors. Australasian Journal of Educational Technology. 2016. № 32(2). Р. 32–46.
  4. Blackley S., Bennett D., Sheffield R. Purpose-built, Web-based Professional Portfolios: Reflective, Developmental and Showcase. Australian Journal of Teacher Education. 2017. № 42(5). http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2017v42n5.1.
  5. Blevins S., Brill J. Enabling Systemic Change: Creating an ePortfolio Implementation Framework Through Design and Development Research for use by Higher Education Professionals. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2017. Vol. 29. № 2. P. 216–232. e-Assessment: Guide to effective practice. Qualifications and Curriculum Authority, 2007. Available at: https://www.e-assessment.com/wp-content/uploads/2014/08/e-assessment_-_guide_to_effective_practice_full_version.pdf. (accessed: 06.09.2021)
  6. McNeill M., Cram A. Evaluating E-portfolios for university learning: Challenges and Opportunities. In G. Williams, P. Statham, N. Brown & B. Cleland (Eds.), Changing Demands, Changing Directions. Proceedings ascilite Hobart, 2011. (pp.862–873).
  7. Reimagining the Role of Technology in Education: 2017 Nation­al Education Technology Plan Update // Office of Educational Technology: U.S. Department of Education. January 2017. Availa­ble at: https://tech.ed.gov/files/2017/01/NETP17.pdf. (accessed: 06.09.2021)
  8. Slepcevic-Zach P., Stock M. ePortfolio as a tool for reflection and self-reflection, Reflective Practice, 2018. № 19:3. Р. 291–307. DOI: 10.1080/14623943.2018.1437399

Информация об авторах

Шумская Наталия Изовна, старший преподаватель кафедры молодежной политики и социокультурных коммуникаций, Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы» (ГУО «РИВШ»), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5607-7320, e-mail: natalla.izouna@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 94
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3