Развитие понятий школьников с помощью виртуальной лаборатории

35

Аннотация

Проблема преобразования житейских понятий ученика в научные понятия продолжает оставаться острой. Логико-предметный и логико-психологический анализ предметного содержания позволяет выстраивать курсы обучения в логике развития понятий, что реализовано в учебных предметах образовательной системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Цифровые ресурсы, в частности, виртуальные лаборатории, могут быть встроены в эту логику, поддерживая продвижение учеников. Здесь на примере виртуальной лаборатории «Типы границ», встроенной в учебный курс «Новая биология», показано особое место и специфические возможности цифрового ресурса в совместно-распределенной учебной деятельности школьников 11-12 лет. К наиболее важным из таких возможностей, с точки зрения обеспечения процесса развития понятий, относятся рамочный характер ограничения самостоятельных действий пользователя и характер модельного объекта, предназначенного для исследования. Модельный объект отличается от реального акцентированными существенными свойствами, отсутствием избыточных свойств, присущих натуральному объекту, и скоростью процессов, соразмерной действиям пользователя. Подчеркивается также важность не только логико-предметного, но и логико-психологического анализа, предваряющего разработку сценария виртуальной лаборатории. Логико-психологический анализ соразмеряет логику развития и содержание научного понятия с возможными путями преобразования житейских (или других исходных) понятий учеников определенного возраста и ситуации обучения.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Развитие понятий школьников с помощью виртуальной лаборатории // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 555–569.

Литература

  1. Высоцкая Е. В., Янишевская М. А., Лобанова. А. Д.  Цифровая поддержка формирования понятий мультипликативного строения // Сборник материалов III съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик. 2021. с. 102-111.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1998. 544 с.
  3. Зайцева В.Е., Красных О.А., Чудинова Е.В. Десять утверждений (тест на биологическую осведомлённость) // Биология. 1 сентября. 2010. № 21. С. 18–25.
  4. Исаев Е.И., Марголис А.А., Сафронова М.А. Методика развития исходных математических и естественно-научных представлений обучающихся до научных понятий в начальной школе // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 25–45. doi:10.17759/pse.2021260602
  5. Ромащук А.Н. Переход от житейского к научному при обучении: использование категории «снятия» в подходе Л.С. Выготского [Электронный ресурс] // https://author-club.org/projects/seminar/pages/romashchuk/ (дата обращения: 30.08.2022).
  6. Учебный курс «Новая биология» [Электронный ресурс]. URL: http://m-bio.club/(дата обращения: 30.08.2022).
  7. Чудинова Е.В., Зайцева В.Е. «Трудное дыхание»: к вопросу о преодолении натурального в культурном // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 1. С. 60–68. doi:10.17759/chp.2022180106
  8. Чудинова Е.В. «Новая биология» и ее образовательные результаты // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 63–73. doi:10.17759/pse.2019240306

Метрики

Просмотров

Всего: 57
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2