Автоматическая оценка впечатлений обучающихся методами анализа тональности (на материале отзывов на онлайн-курсы на русском и английском)

146

Аннотация

В статье описывается эксперимент, направленный на сравнение эффективности инструментов анализа тональности для оценки пользовательского опыта на материале публичных отзывов на онлайн-курсы на образовательной платформе Stepik. Рассматриваются результаты автоматического извлечения сентимент-оценок пользователей на соответствующие курсы как на русском, так и на английском языках. Для русскоязычных текстов обсуждается применение словаря эмотивной лексики «КартаСловСент» и предобученной на датасете RuSentiment модели, реализованной в библиотеке dostoevsky. Для отзывов на английском языке апробируются такие популярные NLP-библиотеки, как TextBlob и VADER. Прослеживается, как соотносится оценка за онлайн-курс, выставляемая пользователями по окончании обучения — по шкале от 1 до 5 — с эмоциональной оценкой, полученной на основе анализа их отзывов. Анализируется лексика, характерная для отзывов, описывающих положительный и негативный опыт от обучения. Предполагается, что совмещение инструментов позволит в дальнейшем разработать программу для интеллектуального анализа впечатлений пользователей от онлайн-курсов с целью улучшения предлагаемых образовательных продуктов.

Общая информация

Ключевые слова: анализ тональности, онлайн-образование, компьютерная лингвистика

Тип материала: научная статья

Финансирование. Публикация подготовлена в результате проведения работы по проекту № 21-04-053 «Методы искусственного интеллекта для филологических исследований» в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2022 г.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных А.Д. Москвину

Для цитаты: Кирина М.А., Тельнина Л.Д. Автоматическая оценка впечатлений обучающихся методами анализа тональности (на материале отзывов на онлайн-курсы на русском и английском) // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 355–374.

Литература

  1. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и анализ данных : учеб. пособие / Большакова Е.И., Воронцов К.В., Ефремова Н.Э., Клышинский Э.С., Лукашевич Н.В., Сапин А.С. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2017. 269 с.
  2. Al-Razgan M. et al. Using diffusion of innovation theory and sentiment analysis to analyze attitudes toward driving adoption by Saudi women // Technology in Society. 2021. Vol. 65. P. 101558. doi:10.1016/j.techsoc.2021.101558
  3. Hutto C., Gilbert E. VADER: A Parsimonious Rule-Based Model for Sentiment Analysis of Social Media Text // Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media. 2014. Vol. 8 (1). P. 216–225.
  4. Kim E., Klinger R. A Survey on Sentiment and Emotion Analysis for Computational Literary Studies. 2021. P. 38. doi:10.48550/arXiv.1808.03137
  5. Kulagin D.I. Publicly available sentiment dictionary for the Russian language KartaSlovSent. 2021. P. 1106–1119. doi:10.28995/2075-7182-2021-20-1106-1119
  6. Liang Y., Liu Y., Loh H. T. Exploring Online Reviews For User Experience Modeling. 2013. P. 10.
  7. Loria S. textblob Documentation, 2020. P. 73.
  8. Ngoc T. V., Thi M. N., Thi H. N. Sentiment Analysis of Students’ Reviews on Online Courses: A Transfer Learning Method. 2021. P. 9.
  9. Phan M. H., Ogunbona P. O. Modelling Context and Syntactical Features for Aspect-based Sentiment Analysis Online: Association for Computational Linguistics, 2020. P. 3211–3220. doi: 10.18653/v1/2020.acl-main.293
  10. Pope L. Comparing VADER and Text Blob to Human Sentiment // Medium [Электронный ресурс]. URL: https://towardsdatascience.com/comparing-vader-and-text-blob-to-human-sentiment-77068cf73982 (дата обращения: 02.09.2022)
  11. Reyes-Menendez A., Saura J. R., Filipe F. Marketing challenges in the #MeToo era: gaining business insights using an exploratory sentiment analysis // Heliyon. 2020. Vol. 6, Issue 3. doi: 10.1016/j.heliyon.2020.e03626
  12. Smetanin S. The Applications of Sentiment Analysis for Russian Language Texts: Current Challenges and Future Perspectives // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 110693–110719. doi: 10.1109/ACCESS.2020.3002215
  13. Wang X. et al. A Depression Detection Model Based on Sentiment Analysis in Micro-blog Social Network // J. Li et al. (eds.)., Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2013. P. 201–213. doi: 10.1007/978-3-642-40319-4_18
  14. White B. Sentiment Analysis: VADER or TextBlob? // Medium [Электронный ресурс]. URL: https://towardsdatascience.com/sentiment-analysis-vader-or-textblob-ff25514ac540 (дата обращения: 02.09.2022)

Информация об авторах

Кирина Маргарита Александровна, магистрант, приглашенный преподаватель департамента филологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7381-676X, e-mail: mkirina2412@gmail.com

Тельнина Людмила Дмитриевна, студент 4 курса, образовательная программа "Филология", Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2725-1902, e-mail: ldtelnina@edu.hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 179
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 146
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3